0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Самостоятельный демонтаж и разборка радиаторов отопления

Как разобрать радиатор отопления своими руками – правила разборки алюминиевых, биметаллических и чугунных радиаторов по секциям

Термин «батарея» относится ко всем секционным отопительным приборам алюминиевого, стального, биметаллического и чугунного типа. Для соединения отдельных секций применяются верхние и нижние ниппель-гайки.

Теоретическая часть

Ниппель-гайками именуются уплотнители кольцевого типа, оснащенные наружной резьбой по обоим торцам элемента. Во внутренней части имеются специальные пазы, предназначенные для установки радиаторного ключа. Вращая его в ту или иную сторону, можно проводить смыкание или размыкание отдельных секций.

Разбирают батареи отопления по секциям, как правило, в таких случаях:

  1. Во время монтажа системы отопления.
  2. Когда производится наращивание батареи дополнительными секциями.
  3. Если радиатор начал протекать.

Биметаллические и алюминиевые батареи

Перед тем, как разобрать алюминиевый радиатор, необходимо приготовить необходимые приспособления.

Роль главного инструмента отводится ниппельному ключу:

  • Это пруток из стали длиной около 70 см. На один из его концов необходимо приварить рабочую часть ключа 24х40 мм, а второй оснастить сквозным отверстием.
  • Металлический стержень. Его вставляют в отверстие на конце прутка, что позволяет заметно упростить процедуру раскручивания гаек.

Ключ имеет серию насечек, шаг между которыми указывает на ширину одной секции.

Перечень операций, как разобрать радиатор отопления своими руками:

  1. Перед тем, как разобрать биметаллический радиатор, необходимо определиться, в какую сторону вращать ключ. Для этого радиатор размещается на поверхности пола так, чтобы его лицевая часть оказалась вверху. В таком положении правая резьба будет находиться справа, а левая – с лева.
  2. Существует и более простой способ. Нужно взять ниппель и одеть его по очереди слева и справа. Если перепутать стороны, это может закончиться срывом резьбы и поломкой секции.
  3. На радиаторах западного производства футорки и заглушки с лицевой части маркируются следующим образом: левая резьба обозначается, как S, правая – как D.

Порядок раскручивания правосторонней секции радиатора

Как разбирается биметаллический радиатор отопления правостороннего типа:

  • Ключ вставляют так, чтобы его «лопатка» вошла в верхнее отверстие: для фиксации там имеется специальный паз.
  • Далее, приложив силу, поворачивают инструмент против часовой стрелки. В результате этого необходимо добиться смещения гайки с места.
  • На этой стадии разборки биметаллического радиатора понадобиться вышеупомянутый пруток. Его вставляют внутрь кольца на ниппельном ключе, добившись таким образом создания рычага. Это заметно облегчит работу, для реализации которой потребуются значительные усилия.
  • Произведя два полных оборота, ключ необходимо переместить на нижний участок радиатора. После этого процедура повторяется.
  • Снова установив ключ сверху, делают два оборота: поочередность действий повторяется до полного откручивания секции. Такой алгоритм действий, как разобрать алюминиевый радиатор отопления, позволяет уберечься от перекосов.

Как разобрать чугунные батареи своими руками

Чаще всего дома и квартиры старой планировки оснащаются чугунными батареями МС-140. Для сборки их секций также используются ниппельные гайки и уплотнительные прокладки. Особенно сложно провести разборку старой батареи, т.к. по ходу ее длительной эксплуатации промежутки между секциями закипели от ржавчины. Как правило, в таких случаях ниши для ключей разъедаются теплоносителем. Также важно держать в памяти значительную массу чугуна. К примеру, вес одной батареи на 12 секций составляет 90 кг: с таким изделием справиться в одиночку будет затруднительно.

Для реализации процедуры потребуются следующие инструменты:

  • Ниппельный радиаторный ключ.
  • Сантехнические приспособления для отвинчивания футорок и заглушек.
  • Небольшая кувалда и зубило.
  • Паяльная лампа (ее можно заменить строительным феном).
  • Стальная щетка.
  • Деревянные бруски для установки батареи на пол.

В роли радиаторного ключа используется сплющенный с одного конца металлический стержень круглой формы, диаметром 18-20 мм. Размеры сплющенной части — 28×40 мм, при толщине 6 мм. На противоположный край прута приваривают кольцо, через которое продевается рычаг. Длиной радиаторный ключ должен быть, как половина самой большой батареи на 12 секций, плюс 30 см.

Процедура разборки

Разъединить прикипевшие межсекционные стыки очень непросто. В некоторых случаях они прикипают так сильно, что бессильными оказываются даже значительные физические усилия. В подобных ситуациях стыки перед разборкой прогреваются с помощью паяльной лампы или фена.

Как разобрать радиатор отопления из чугуна:

  • Чугун прогревают паяльной лампой до тех пор, пока он не начнет издавать малиновое свечение. После этого можно начинать процедуру разборки.
  • Первым делом необходимо вывернуть заглушки.
  • Радиаторный ключ подводится к верху батареи: его головка должна попасть на участок отвинчивания ниппель-гайки. На торце секции нужно с помощью мела отметить круг расположения стержня инструмента.
  • Сплющенная часть вставляется в нижний внутренний паз. Далее, перемещая инструмент в нужном направлении, доводят его до отмеченного круга.

Перед началом операции важно выяснить, в какую сторону необходимо проводить скручивание секций. При наличии ниппельной гайки ее по очереди накручивают на правый и левый торец батареи: это дает возможность определиться с направлением вращения ниппеля. Если резьба сдвинется, полное откручивание производить не следует. Чтобы избежать перекосов, верхний и нижней ниппели нужно поочередно отвинчивать на один полный оборот.

Как разобрать и собрать радиатор отопления: правила, схемы, инструменты

Потребность в сборке радиатора отопления возникает в процессе диагностики и ремонта системы: на его внутренней поверхности скапливаются известковые отложения, препятствующие нормальному функционированию оборудования. Давайте рассмотрим очерёдность всех манипуляций по разборке и монтажу.

Ключевые правила разборки радиаторов отопления

В зависимости от состояния и типа батареи нужно подготовить инструментарий:

  • ниппельный ключ,
  • болгарку либо автоген,
  • кувалду, молоток,
  • разводной ключ (его можно заменить комплектом гаечных ключей, имеющих разные головки),
  • строительный фен,
  • зубило.

Важно найти качественный ниппельный ключ: он выглядит как железный прут, на одном его конце есть головка в форме лопатки, на другом – отверстие либо ушко. Инструмент оснащен засечками, ширина секций радиатора соответствует расстоянию между ними. Во время демонтажа старой батареи вытекает грязный теплоноситель, нужно защитить пол клеенкой или большим количеством ветоши.

Разборка биметаллических и алюминиевых секционных изделий

Перед тем, как демонтировать устройство своими руками, нужно остановить подачу теплоносителя и сбросить давление. На схеме представлен биметаллический радиатор в разрезе – она поможет сориентироваться в последовательности работ.

Из чего состоит радиатор отопления

Как разобрать батарею отопления:

  • нужно подождать, когда прибор остынет. Чтобы вынуть его из системы, следует открутить соединительные входные и выходные муфты,
  • отодвинуть муфты по трубе от элемента обогрева и снять его с кронштейнов,
  • избавиться от оставшейся внутри жидкости, положить прибор на ровную поверхность лицевой стороной вверх,
  • снять и тщательно промыть фильтр, иначе в нем засохнет грязь.

Можно приступать к разделению радиатора на секции, разобравшись с направлением движения ниппель-гайки (иначе велика вероятность повреждения оборудования). Кольцеобразная гайка имеет внутренние пазы и внешнюю резьбу – правую и левую, при ее откручивании секции раздвигаются. Производители биметаллических батарей маркируют свою продукцию, обозначают направление резьбы: S – левосторонняя, D – правосторонняя. При откручивании важно придерживаться этой подсказки, чтобы не сорвать резьбу на отопительном приборе.

Ниппельный ключ нужно вставить в радиатор и направить к гайке с помощью насечек на инструменте, воспользоваться рычагом и сдвинуть соединительный элемент. Здесь пригодится помощник – он будет удерживать батарею в ровном положении. После разъединения нужно осмотреть размещенные между секциями металлические прокладки – те, что сохранились в хорошем состоянии, можно использовать повторно, силиконовые подлежат обязательной замене.

Как разобрать чугунную батарею отопления

Такие изделия обычно используются десятилетиями, их сложно демонтировать без серьезных повреждений. Чтобы вынуть прибор из места крепления, нужно раскрутить входные и выходные сгоны. Если они не сдвинутся с места, придется воспользоваться автогеном либо болгаркой – срезать соединения. Оборудование нуждается в промывке, далее его нужно уложить на рабочую поверхность.

Чтобы разобрать чугунный радиатор отопления раскрутите входные и выходные сгоны

При длительной эксплуатации компоненты конструкции прикипают друг к другу, разборка не нового чугунного радиатора подразумевает применение большой физической силы. Если не получается открутить гайку, ее следует нагреть автогеном, строительным феном, паяльной лампой. Изъеденные ржавчиной соединительные пазы не удастся разобрать вручную, но если разбить их кувалдой, можно в процессе разрушить всю конструкцию. Сложнее, но эффективнее будет распилка стыков ножовкой по металлу либо болгаркой. После вывода из системы поврежденной секции необходимо выбить молотком и зубилом ниппель-гайку. Общий вес конструкции – 75 кг, здесь не обойтись без помощника.

Особенности монтажа радиаторов отопления

Согласно отраслевому СНиПу, здесь необходимо придерживаться следующих нормативов:

  • между батареей и полом нужно выдержать расстояние от 10 см, между отопительным прибором и подоконником – от 5 см, до ближайшей стены – 3-5 см,
  • длина устройства, фиксируемого под окном, должна составлять не более 50-75% от ширины проема,
  • вертикальная ось батареи (ее определяют на глаз посередине) должна продолжать аналогичный параметр окна. Здесь возможно отклонение не более 2 см,
  • монтаж радиаторов наиболее целесообразен в зонах, где проявляется интенсивная циркуляция воздуха – у дверных проемов, под окнами.

Если нанести на стену теплоотражающий экран (в частности, прикрепить фольгированный материал), батарею можно расположить ближе – на расстоянии 2,5 см. Дополнительный отделочный слой способствует отражению тепла от стены, что ведет к экономии энергоресурсов и более быстрому обогреву помещения.

Технология сборки определяется видом эксплуатируемой системы и выбранной схемой подключения оборудования.

Виды систем отопления

Здесь выделяют 3 категории – однотрубную, двухтрубную и коллекторную, они отличаются уровнем теплообеспечения и спецификой соединения конструктивных элементов.

Виды систем отопления

Однотрубная

Оборудование объединяется в связку таким образом, чтобы теплоноситель двигался лишь по одной трубе, последовательно проходил через каждый радиатор и уже остывшим поступал в котел. Такой простой способ монтажа повсеместно используется в многоэтажных домах. Недостаток решения: через каждую следующую батарею проходит все более остывающая вода, соответственно помещения хуже прогреваются. Здесь нет возможности индивидуального ремонта одного радиатора, в экстренной ситуации придется отключать стояк.

Двухтрубная

Благодаря параллельному соединению батарей горячий теплоноситель поступает к каждой из них по одной трубе по отдельности. Весь комплекс оборудования прогревается равномерно, остывшая вода стекает в обособленную обратную трубу, по которой переводится в котел, где повторно нагревается. Здесь также не сложно собрать систему, при необходимости замены нужно отсоединить лишь один радиатор.

Коллекторная

Эта сложная схема используется для теплообеспечения коттеджей: к каждому радиатору необходимо подвести отдельные трубы. Обычно к ее монтажу привлекают профессионалов.

Как правильно собрать секции радиаторов отопления: монтаж и подключение

Перед тем, как приступить к сборке системы, нужно выбрать оптимальную схему подключения – боковую, диагональную, скрытую – в зависимости от потребностей и эксплуатационных условий.

Схемы подключения

Используются 3 решения:

  • боковая (односторонняя) установка. Здесь труба, по которой движется горячий теплоноситель, подводится к верхнему патрубку радиатора, нижний патрубок предназначен для соединения с трубой для отвода воды. При правильном монтаже модель проявляет высокую теплоотдачу, если присоединить трубопроводы наоборот, существенно снижается энергоэффективность оборудования. Подключение батарей к однотрубной системе подразумевает установку вспомогательной перемычки,
  • при диагональном подключении верхний и нижний патрубки располагаются на противоположных сторонах радиатора. Труба с горячим теплоносителем также подводится к верхнему соединительному элементу, отвод для остывшего – к нижнему. Эта схема целесообразна для длинных батарей, собранных из большого числа секций, она гарантирует высокую теплоотдачу,
  • нижнее подключение позволяет скрыть в полу или стене отопительные трубы, прямой и обратный потоки обустраиваются в нижней части прибора с разных сторон.

Схемы подключения радиатора отопления

Последний вариант привлекает эстетичностью, но он недостаточно эффективен из-за высоких теплопотерь – до 15%.

Порядок сборки радиатора отопления

Монтаж можно выполнять без привязки ко времени года, есть ограничения:

  • для систем с естественной циркуляцией – не более 12 секций,
  • для решений с искусственной циркуляцией – не более 24 секций батарей.

Помимо приборов нужно приобрести:

  • уплотнительную ленту либо паклю,
  • терморегулирующую и запорную арматуру,
  • герметик,
  • крепежи – кронштейны, сгоны с резьбой, соответствующей параметрам труб и батарей.

Если работы организуются в многоквартирном доме, нужно обратиться в управляющую организацию, чтобы сотрудники освободили стояк от теплоносителя. В общих случаях, если есть возможность, радиатор локализуют, перекрыв вентили, сливают из него воду.

При самостоятельной установке радиатора его нужно предварительно оснастить запорно-регулирующей арматурой. Желательно врезать кран Маевского – с его помощью в дальнейшем можно освобождать оборудование от воздушных пробок. На стену наносят разметку в соответствии с размерами батареи, при необходимости устанавливают фольгированный отражающий экран, монтируют кронштейны (в среднем, достаточно 2-3 штук в верхней части и 2 в нижней).

Крепежи выравнивают по строительному уровню и навешивают на них радиатор. Признак того, что кронштейны были установлены верно: батарея плотно прилегает к крепежам, не шатается. Отопительный прибор навешивается с небольшим уклоном, в пределах 30 мм на каждый метр, и в самой верхней точке врезают кран Маевского.

В однотрубную систему внедряют байпас с вентилем, для двухтрубной системы достаточно сгонов с вентилем, соединяемых с трубами. Для сборки элементов понадобятся динамометрические ключи, помогающие в меру затянуть крепежи (каждый вспомогательный компонент имеет собственное ограничение по динамометрическому моменту).

Слабое соединение чревато последующими протечками. Для герметизации стыков используют специальные уплотнители либо паклю, вымоченную в масляной краске, также практикуются сварные швы. После монтажа все зоны соединений подвергаются опрессовке (здесь нужен специальный инструмент, дешевле вызвать сантехника). Далее нужно организовать пробный запуск системы, чтобы оперативно устранить возможные упущения.

Все работы можно произвести по следующему алгоритму:

  1. Выравнивание стены, разметка, монтаж крепежей.
  2. Установка комплектующих на отопительный прибор: автоматического или ручного воздухоотводчика (его вкручивают в переходник и внедряют в верхний коллектор), заглушек на незанятые коллекторы, дополнительных переходников в том случае, если диаметры подводящих и отводящих труб не соответствуют параметрам соединительных зон на батарее.
  3. Установка регулирующей и запорной арматуры. При любом методе подключения желательно оснастить радиатор во входных и выходных зонах полнопроходными шаровыми кранами – они позволяют при необходимости снять прибор для технического обслуживания либо ремонта без перекрытия всей системы, будет достаточно закрыть краны. Но если в квартире предусмотрена вертикальная разводка, для такого решения понадобится обустройство байпаса. Рекомендуемая регулирующая арматура – автоматические и ручные термостаты, помогающие поддерживать оптимальный температурный режим.
  4. Навешивание батареи, подключение трубопроводов – подающего и отводящего. Метод соединения может быть обжимным, сварочным, резьбовым, под пресс, выбор зависит от типа используемых фитингов и труб.
  5. Опрессовка системы или конкретно нового радиатора. Когда система будет заполнена водой, желательно медленно открывать краны, чтобы избежать гидроудара – он чреват разрушением арматуры, выводом батареи из строя.

Секционные радиаторы, имеющие небольшую массу – биметаллические, алюминиевые, стальные трубчатые – навешивают на два верхних держателя, третий устанавливают снизу ближе к середине. Для чугунных изделий нужно больше крепежей, их следует забить как можно глубже в стену, особенно если она кирпичная.

Новое отопительное оборудование поставляется упакованным в пленку, ее не нужно снимать во время монтажа. Как правило, радиаторы устанавливаются на этапе ремонта помещений, и пленка будет защищать прибор от загрязнений, ее разрывают лишь в тех зонах, где предусмотрено соединение с другими компонентами.

Замена радиаторов отопления: руководство по демонтажу старых батарей и установке новых приборов

Если в квартире зимой холодно, скорее всего, нужна замена радиаторов отопления. Традиционные батареи из чугуна или стали со временем загрязняются.

Теплоноситель движется по старым приборам тонкой струйкой, не дает тепловой энергии, достаточной для нормального обогрева жилья. Чтобы улучшить тепловой режим, стоит демонтировать отслужившее оборудование и поставить новое, но для оптимального результата надо знать, как грамотно выполнить работу.

В этом материале мы расскажем о том как правильно демонтировать старые радиаторы и установить на их место новые приборы.

Что нужно продумать заранее?

Если решение о выполнении ремонта этого типа принято, следует найти ответы на ряд вопросов:

  1. Когда именно и кем будут проводиться работы?
  2. Какой тип радиаторов нужно использовать?
  3. Требуется ли замена труб, ведущих от батареи к стояку?
  4. Сколько секций понадобится для каждой комнаты?

Лучше всего проводить такую переделку летом, потому что для начала работ следует получить разрешение местного ЖЭКа. Зимой чиновники дают такие разрешения крайне неохотно, потому что придется перекрывать общий стояк и на какое-то время оставлять без отопления и другие квартиры.

Но и вне отопительного сезона получить разрешение может быть сложно. Те, кто уже решал подобные задачи, говорят о необходимости ожидания в несколько дней, попытках попасть на прием к нужным сотрудникам и т.д. Некоторые столкнулись с давлением: им рекомендовали нанять именно сантехников из ЖЭКа для выполнения всех работ.

Читать еще:  Кварцевые мойки для кухни: отзывы покупателей, плюсы и минусы

В этом вопросе ограничений не существует. Главное, чтобы замену батарей отопления выполнял опытный сантехник с соответствующей квалификацией. Выявить все огрехи, допущенные при неумелом монтаже, можно только во время эксплуатации.

Лучше всего отправляться в ЖЭК летом, а не осенью, на которую приходится пик очередей. К этому моменту все необходимые материалы нужно купить, провести предварительную сборку радиаторов, подготовить инструмент, договориться с бригадой, если это необходимо.

Если дом подключен к системе центрального отопления, следует обратиться в службу эксплуатации, чтобы согласовать переделку. Здесь могут выполнить необходимые расчеты, чтобы точно назвать количество секций радиаторов, а также прояснить другие технические вопросы.

Произвести расчет необходимого количества отопительных радиаторов можно и самостоятельно. Как это сделать мы подробно описали в этой статье.

Отсутствие правильных расчетов может привести к разбалансировке домовой отопительной системы.

Предварительно для расчетов понадобятся сведения, которые есть в ДЭЗе:

  • тип котельной (она может быть центральной или индивидуальной для конкретного дома);
  • вид системы: двух- или однотрубная;
  • параметры существующих подводящих труб;
  • характеристики теплоносителя: температура, давление, рН и т.д.

Чаще всего старые батареи заменяют новыми современными моделями, обычно алюминиевыми или биметаллическими. Хотя в продаже имеются также чугунные, медные и стальные изделия. Тип радиатора нужен при выполнении расчетов.

Понадобятся такие показатели как давление, которое может вынести прибор, максимальная температура теплоносителя, теплоотдача и другие данные. Их обычно можно найти в техническом паспорте.

Если замене подлежат не только радиаторы, но и ведущие к ним трубы, следует выбрать подходящий материал. Обычно это сталь, металлопластик или полипропилен. Некоторые мастера настоятельно рекомендуют использовать для централизованных систем только стальные коммуникации.

В зависимости от выбранного типа труб понадобится соответствующее оборудование для их сварки. МП и ПП трубы монтировать проще, чем сталь. Для работы с металлом нужен не только сварочный аппарат, но и приспособление для нарезки резьбы. Поэтому, если старые трубы достаточно чистые, рекомендуется их оставить, а заменить только батарею.

Слабое место металлопластиковых конструкций – соединения. Их нужно выполнять очень тщательно, ошибки в монтаже часто приводят к протечкам. Популярность МП-труб объясняется их относительно невысокой ценой. Пластик дороже, но надежнее, если сварка выполнена правильно, герметичность соединений будет очень высокой.

Под выбранный радиатор нужно подобрать подходящие крепежные элементы. При этом нужно учесть и тип радиатора, и материал стены, на которую будет выполняться установка: кирпич, бетон и т.п. Обычно батареи комплектуются кронштейнами подходящего типа.

Для установки одного радиатора обычно используют два кронштейна вверху и один – внизу. Их положение тщательно проверяют уровнем, чтобы во время монтажа батареи исключить вероятность перекоса. Впрочем, некоторые модели ставят с легким уклоном, чтобы обеспечить отведение воздуха, попавшего в систему. Если количество секций больше двенадцати, может понадобиться еще один верхний кронштейн.

Правила размещения радиатора

Батареи ставят чаще всего под окном, чтобы компенсировать потери тепла при поступлении холодного воздуха через проем.

При этом нужно выдерживать следующие расстояния:

  • от стены – 20 мм;
  • от пола – 120 мм;
  • от подоконника – 100 мм или больше.

Желательно, чтобы подоконник не слишком перекрывал радиатор для эффективной циркуляции воздуха в помещении. Эти цифры – только рекомендации, они могут быть больше или меньше, хотя заметные изменения могут отразиться на теплоотдаче конструкции.

Чтобы улучшить ситуацию, рекомендуется покрыть стену за радиатором отражающим материалом, например, пенофолом. Хотя некоторые мастера считают эту меру бесполезной. А вот красивый декоративный экран станет препятствием для теплого воздуха, от него лучше отказаться. Современные батареи смотрятся вполне привлекательно, не имеет смысла их прятать.

Порядок проведения работ

Чтобы правильно провести замену радиаторов отопления в квартире, необходимо:

  1. Согласовать переделку со службой эксплуатации.
  2. Приобрести необходимые материалы.
  3. Выполнить предварительную сборку узлов.
  4. Подготовить инструменты.
  5. Договориться с бригадой (если не планируется выполнять работы самостоятельно).
  6. Оформить переделку в ЖЭКе, определиться с датой проведения работ.
  7. Демонтировать старые радиаторы.
  8. Установить кронштейны.
  9. Навесить новые батареи.
  10. Провести подключение к трубам отопления.
  11. Проверить работу системы.

Во время предварительной сборки узлов устанавливаются все необходимые элементы: заглушки, прокладки, краны Маевского и т.п. Кроме того, можно заранее провести разметку в тех местах, где будут отрезаны трубы. При этом следует использовать отвес и уровень, чтобы новый радиатор стал ровно.

Если подводящие трубы также требуют замены, необходимо подготовить и эти элементы: отрезать куски подходящей длины, присоединить тройники и т.п. Все это делается для того, чтобы быстрее выполнить монтаж после спуска воды из системы отопления. Такая мера будет более чем актуальна, если необходимость поменять старые батареи возникла во время отопительного сезона.

Порядок демонтажа старых батарей зависит от того, нужно ли заменять и трубы. Если подводящие коммуникации требуется сохранить, придется аккуратно отвинтить старую батарею. При этом важно сохранить сгон – достаточно длинную резьбу на краю трубы. Радиатор фиксируется с помощью гайки и муфты, которые придется отвинтить.

Процедура может оказаться довольно сложной. Если детали не двигаются с места, можно попытаться ослабить соединение с помощью антикоррозийных составов. В самом крайнем случае радиатор просто срезают болгаркой. Должно остаться хотя бы 10 мм резьбы. С нее следует удалить заусенцы.

Если сохранить сгон не удалось, придется наращивать трубы, а также нарезать новую резьбу. Снятые контргайки в дальнейшем можно будет использовать повторно при монтаже нового радиатора. Демонтировать радиатор гораздо проще, если трубы тоже будут заменять. В этом случае их просто срезают в подходящем месте. Обычно это место, где система поворачивает к соседям вверху и внизу.

Теперь нужно установить кронштейны, а затем навесить на них новый радиатор. На этом этапе иногда приходится корректировать длину подводящей трубы. Остается восстановить резьбовое соединение. Очень важно правильно выполнить уплотнение. Для этого обычно используют лен или сантехническую нить.

Некоторые мастера не рекомендуют использовать на таких соединениях ФУМ-ленту. Уплотнитель наматывают по часовой стрелке таким образом, чтобы он образовал конус, растущий от края резьбы. Затем навинчивают соединительную гайку. Если часть уплотнителя осталась снаружи, это нормально. Но его слой не должен быть слишком толстым.

Чтобы добиться максимальной герметичности, иногда уплотнитель пропитывают краской, после чего навинчивают контргайку. Затем выступающий утеплитель также пропитывают краской. Водоэмульсионный состав для этих целей не подойдет. После высыхания краски развинтить соединение очень сложно.

По окончании подключения с радиатора снимают защитную пленку. Нужно также проверить положение воздухоотводчика. Его отверстие должно быть направлено вверх. Чтобы проверить качество работы, нужно попросить сантехников, чтобы они закачали воду в отопительный контур под давлением.

Это позволит выявить и сразу устранить протечки. Во время эксплуатации не помешает понаблюдать за радиатором первое время, а также проверять состояние соединений, чтобы убедиться, что они не протекают.

Несколько интересных советов

Если принято решение поменять отслужившие батареи, не помешает подумать об установке крана, обычного или с термоголовкой. В первом случае можно вручную регулировать поток теплоносителя, во втором – это будет выполняться автоматически. Но если на радиатор поставили терморегулятор, его не нужно закрывать декоративным экраном.

Это приведет к искажению данных при замерах температуры. Стоит отметить, что терморегуляторы можно ставить только при однотрубных системах. В любом случае на входе и выходе из радиатора нужно поставить хотя бы запорные краны, если они отсутствуют.

Это позволит отключить радиатор от системы, чтобы прочистить или заменить его, независимо от сезона. Тепловая мощность, отраженная в техпаспорте батареи, не всегда соответствует заявленной. Если сделать число секций на 10% больше, можно улучшить ситуацию.

Выводы и полезное видео по теме

Как выбрать подходящий вариант замены:

Обзор распространенных ошибок:

Неопытным мастерам не стоит начинать практиковаться на системах отопления. В процессе замены одного радиатора на другой есть множество нюансов. Ошибки обернутся дорогостоящим ремонтом. Лучше поручить такую задачу опытным сантехникам.

Если у вас есть опыт по самостоятельной замене отопительных радиаторов, пожалуйста, поделитесь им с нашими читателями. Возможно вам известны тонкости о которых мы не упомянули в этой статье? Расскажите о них в блоке с комментариями.

Как разобрать и собрать радиатор отопления: правила, схемы, инструменты

Потребность в сборке радиатора отопления возникает в процессе диагностики и ремонта системы: на его внутренней поверхности скапливаются известковые отложения, препятствующие нормальному функционированию оборудования. Давайте рассмотрим очерёдность всех манипуляций по разборке и монтажу.

Ключевые правила разборки радиаторов отопления

В зависимости от состояния и типа батареи нужно подготовить инструментарий:

  • ниппельный ключ;
  • болгарку либо автоген;
  • кувалду, молоток;
  • разводной ключ (его можно заменить комплектом гаечных ключей, имеющих разные головки);
  • строительный фен;
  • зубило.

Важно найти качественный ниппельный ключ: он выглядит как железный прут, на одном его конце есть головка в форме лопатки, на другом – отверстие либо ушко. Инструмент оснащен засечками, ширина секций радиатора соответствует расстоянию между ними. Во время демонтажа старой батареи вытекает грязный теплоноситель, нужно защитить пол клеенкой или большим количеством ветоши.

Разборка биметаллических и алюминиевых секционных изделий

Перед тем, как демонтировать устройство своими руками, нужно остановить подачу теплоносителя и сбросить давление. На схеме представлен биметаллический радиатор в разрезе – она поможет сориентироваться в последовательности работ.

Из чего состоит радиатор отопления

Как разобрать батарею отопления:

  • нужно подождать, когда прибор остынет. Чтобы вынуть его из системы, следует открутить соединительные входные и выходные муфты;
  • отодвинуть муфты по трубе от элемента обогрева и снять его с кронштейнов;
  • избавиться от оставшейся внутри жидкости, положить прибор на ровную поверхность лицевой стороной вверх;
  • снять и тщательно промыть фильтр, иначе в нем засохнет грязь.

Можно приступать к разделению радиатора на секции, разобравшись с направлением движения ниппель-гайки (иначе велика вероятность повреждения оборудования). Кольцеобразная гайка имеет внутренние пазы и внешнюю резьбу – правую и левую, при ее откручивании секции раздвигаются. Производители биметаллических батарей маркируют свою продукцию, обозначают направление резьбы: S – левосторонняя, D – правосторонняя. При откручивании важно придерживаться этой подсказки, чтобы не сорвать резьбу на отопительном приборе.

Ниппельный ключ нужно вставить в радиатор и направить к гайке с помощью насечек на инструменте, воспользоваться рычагом и сдвинуть соединительный элемент. Здесь пригодится помощник – он будет удерживать батарею в ровном положении. После разъединения нужно осмотреть размещенные между секциями металлические прокладки – те, что сохранились в хорошем состоянии, можно использовать повторно, силиконовые подлежат обязательной замене.

Как разобрать чугунную батарею отопления

Такие изделия обычно используются десятилетиями, их сложно демонтировать без серьезных повреждений. Чтобы вынуть прибор из места крепления, нужно раскрутить входные и выходные сгоны. Если они не сдвинутся с места, придется воспользоваться автогеном либо болгаркой – срезать соединения. Оборудование нуждается в промывке, далее его нужно уложить на рабочую поверхность.

Чтобы разобрать чугунный радиатор отопления раскрутите входные и выходные сгоны

При длительной эксплуатации компоненты конструкции прикипают друг к другу, разборка не нового чугунного радиатора подразумевает применение большой физической силы. Если не получается открутить гайку, ее следует нагреть автогеном, строительным феном, паяльной лампой. Изъеденные ржавчиной соединительные пазы не удастся разобрать вручную, но если разбить их кувалдой, можно в процессе разрушить всю конструкцию. Сложнее, но эффективнее будет распилка стыков ножовкой по металлу либо болгаркой. После вывода из системы поврежденной секции необходимо выбить молотком и зубилом ниппель-гайку. Общий вес конструкции – 75 кг, здесь не обойтись без помощника.

Особенности монтажа радиаторов отопления

Согласно отраслевому СНиПу, здесь необходимо придерживаться следующих нормативов:

  • между батареей и полом нужно выдержать расстояние от 10 см, между отопительным прибором и подоконником – от 5 см, до ближайшей стены – 3-5 см;
  • длина устройства, фиксируемого под окном, должна составлять не более 50-75% от ширины проема;
  • вертикальная ось батареи (ее определяют на глаз посередине) должна продолжать аналогичный параметр окна. Здесь возможно отклонение не более 2 см;
  • монтаж радиаторов наиболее целесообразен в зонах, где проявляется интенсивная циркуляция воздуха – у дверных проемов, под окнами.

Если нанести на стену теплоотражающий экран (в частности, прикрепить фольгированный материал), батарею можно расположить ближе – на расстоянии 2,5 см. Дополнительный отделочный слой способствует отражению тепла от стены, что ведет к экономии энергоресурсов и более быстрому обогреву помещения.

Технология сборки определяется видом эксплуатируемой системы и выбранной схемой подключения оборудования.

Виды систем отопления

Здесь выделяют 3 категории – однотрубную, двухтрубную и коллекторную, они отличаются уровнем теплообеспечения и спецификой соединения конструктивных элементов.

Виды систем отопления

Однотрубная

Оборудование объединяется в связку таким образом, чтобы теплоноситель двигался лишь по одной трубе, последовательно проходил через каждый радиатор и уже остывшим поступал в котел. Такой простой способ монтажа повсеместно используется в многоэтажных домах. Недостаток решения: через каждую следующую батарею проходит все более остывающая вода, соответственно помещения хуже прогреваются. Здесь нет возможности индивидуального ремонта одного радиатора, в экстренной ситуации придется отключать стояк.

Двухтрубная

Благодаря параллельному соединению батарей горячий теплоноситель поступает к каждой из них по одной трубе по отдельности. Весь комплекс оборудования прогревается равномерно, остывшая вода стекает в обособленную обратную трубу, по которой переводится в котел, где повторно нагревается. Здесь также не сложно собрать систему, при необходимости замены нужно отсоединить лишь один радиатор.

Коллекторная

Эта сложная схема используется для теплообеспечения коттеджей: к каждому радиатору необходимо подвести отдельные трубы. Обычно к ее монтажу привлекают профессионалов.

Как правильно собрать секции радиаторов отопления: монтаж и подключение

Перед тем, как приступить к сборке системы, нужно выбрать оптимальную схему подключения – боковую, диагональную, скрытую – в зависимости от потребностей и эксплуатационных условий.

Схемы подключения

Используются 3 решения:

  • боковая (односторонняя) установка. Здесь труба, по которой движется горячий теплоноситель, подводится к верхнему патрубку радиатора, нижний патрубок предназначен для соединения с трубой для отвода воды. При правильном монтаже модель проявляет высокую теплоотдачу, если присоединить трубопроводы наоборот, существенно снижается энергоэффективность оборудования. Подключение батарей к однотрубной системе подразумевает установку вспомогательной перемычки;
  • при диагональном подключении верхний и нижний патрубки располагаются на противоположных сторонах радиатора. Труба с горячим теплоносителем также подводится к верхнему соединительному элементу, отвод для остывшего – к нижнему. Эта схема целесообразна для длинных батарей, собранных из большого числа секций, она гарантирует высокую теплоотдачу;
  • нижнее подключение позволяет скрыть в полу или стене отопительные трубы, прямой и обратный потоки обустраиваются в нижней части прибора с разных сторон.

Схемы подключения радиатора отопления

Последний вариант привлекает эстетичностью, но он недостаточно эффективен из-за высоких теплопотерь – до 15%.

Порядок сборки радиатора отопления

Монтаж можно выполнять без привязки ко времени года, есть ограничения:

  • для систем с естественной циркуляцией – не более 12 секций;
  • для решений с искусственной циркуляцией – не более 24 секций батарей.

Помимо приборов нужно приобрести:

  • уплотнительную ленту либо паклю;
  • терморегулирующую и запорную арматуру;
  • герметик;
  • крепежи – кронштейны, сгоны с резьбой, соответствующей параметрам труб и батарей.

При самостоятельной установке радиатора его нужно предварительно оснастить запорно-регулирующей арматурой. Желательно врезать кран Маевского – с его помощью в дальнейшем можно освобождать оборудование от воздушных пробок. На стену наносят разметку в соответствии с размерами батареи, при необходимости устанавливают фольгированный отражающий экран, монтируют кронштейны (в среднем, достаточно 2-3 штук в верхней части и 2 в нижней).

Крепежи выравнивают по строительному уровню и навешивают на них радиатор. Признак того, что кронштейны были установлены верно: батарея плотно прилегает к крепежам, не шатается. Отопительный прибор навешивается с небольшим уклоном, в пределах 30 мм на каждый метр, и в самой верхней точке врезают кран Маевского.

В однотрубную систему внедряют байпас с вентилем, для двухтрубной системы достаточно сгонов с вентилем, соединяемых с трубами. Для сборки элементов понадобятся динамометрические ключи, помогающие в меру затянуть крепежи (каждый вспомогательный компонент имеет собственное ограничение по динамометрическому моменту).

Слабое соединение чревато последующими протечками. Для герметизации стыков используют специальные уплотнители либо паклю, вымоченную в масляной краске, также практикуются сварные швы. После монтажа все зоны соединений подвергаются опрессовке (здесь нужен специальный инструмент, дешевле вызвать сантехника). Далее нужно организовать пробный запуск системы, чтобы оперативно устранить возможные упущения.

Все работы можно произвести по следующему алгоритму:

  1. Выравнивание стены, разметка, монтаж крепежей.
  2. Установка комплектующих на отопительный прибор: автоматического или ручного воздухоотводчика (его вкручивают в переходник и внедряют в верхний коллектор), заглушек на незанятые коллекторы, дополнительных переходников в том случае, если диаметры подводящих и отводящих труб не соответствуют параметрам соединительных зон на батарее.
  3. Установка регулирующей и запорной арматуры. При любом методе подключения желательно оснастить радиатор во входных и выходных зонах полнопроходными шаровыми кранами – они позволяют при необходимости снять прибор для технического обслуживания либо ремонта без перекрытия всей системы, будет достаточно закрыть краны. Но если в квартире предусмотрена вертикальная разводка, для такого решения понадобится обустройство байпаса. Рекомендуемая регулирующая арматура – автоматические и ручные термостаты, помогающие поддерживать оптимальный температурный режим.
  4. Навешивание батареи, подключение трубопроводов – подающего и отводящего. Метод соединения может быть обжимным, сварочным, резьбовым, под пресс, выбор зависит от типа используемых фитингов и труб.
  5. Опрессовка системы или конкретно нового радиатора. Когда система будет заполнена водой, желательно медленно открывать краны, чтобы избежать гидроудара – он чреват разрушением арматуры, выводом батареи из строя.
Читать еще:  Гипс и гипсовые смеси - область применения

Секционные радиаторы, имеющие небольшую массу – биметаллические, алюминиевые, стальные трубчатые – навешивают на два верхних держателя, третий устанавливают снизу ближе к середине. Для чугунных изделий нужно больше крепежей, их следует забить как можно глубже в стену, особенно если она кирпичная.

Новое отопительное оборудование поставляется упакованным в пленку, ее не нужно снимать во время монтажа. Как правило, радиаторы устанавливаются на этапе ремонта помещений, и пленка будет защищать прибор от загрязнений, ее разрывают лишь в тех зонах, где предусмотрено соединение с другими компонентами.

Технология демонтажа радиатора отопления

Отслужившее оборудование демонтируется и заменяется новым для улучшения теплового режима в помещении. Снятие отопительной батареи — несложный процесс, если знать, как снять радиатор правильно. Работа проводится летом, чтобы не сливать воду из магистрали. Откручивается резьба или применяется болгарка, если используется сварное соединение.

Ситуации для демонтажа радиатора

Работы проводятся самостоятельно в технологической последовательности. Оборудование снимается аккуратно, если требуется дальнейшее использование. Кронштейны должны остаться неповрежденными, иначе потребуют дополнительного укрепления или замены.

Батареи снимаются по разным причинам:

  • Течь между секциями. Радиаторный ключ не достает до ниппелей, находящихся за глухими пробками. Отопительный прибор снимается со стороны подводки.
  • Течь в месте подводки на сгонах. Демонтаж требуется для смены участка трубы с резьбой.
  • Необходимость замены радиатора на устройство с другими характеристиками.
  • Профилактика. Секции требуется чистить от накипи и менять прокладки.
  • Ремонт в комнате. Батареи демонтируются для декоративной отделки стены за ними.

Снятие радиатора требуется, если переделывается система, например, с однотрубной схемы в доме на двухтрубную.

Способы демонтажа

Снятие батареи в сезон отопления происходит после опорожнения стояка. В частном доме это касается хозяина, а в многоэтажке оформляется разрешение управляющей конторы. Услуга платная и проводится в удобное для ЖКХ время. Большинство отопительных приборов снабжаются блокировочными вентилями, теплоноситель перестает поступать на отдельный участок.

Фитинговое подключение

Резьба сохраняется целой, если межосевой размер от одной подводки до другой у нового прибора аналогичен старой батарее.

  1. Контргайки скручиваются по подводкам с пробками. Если мешает слой краски, соединение прогревается феном или паяльной лампой. Старая подмотка снимается с резьбы.
  2. Раскручивается пробка радиатора с применением газового ключа под № 3 или 4. Обычно используется правая нарезка при боковом подсоединении.
  3. Радиатор снимается с держателей.
  4. На подводке скручиваются радиаторные пробки и контрящие элементы.

Действующие подводки срезаются, если планируется перенос отопительного прибора, установка крана, терморегулятора или обратный монтаж на американки. На свежих участках делается новая нарезка под краны или фитинги.

С помощью сгонов

Герметичность обеспечивается за счет использования системы двух гаек. Одна связывает радиатор с трубой, вторая является контргайкой. Откручивается элемент меньшего размера по длине нарезки сгона, затем также поступают с соединительной гайкой. Процесс выполняется на подающей и обратной магистрали.

Радиатор снимается с креплений. Чугунные изделия тяжелые, поэтому нужна помощь, либо радиатор разбивается на отдельные секции. В батарее остается вода, поэтому используются тряпки, чтобы не залить соседей.

Проблема появляется, когда соединения заржавели и стали неподвижными. Помогает паяльная лампа или места стыковки срезаются. Оставшейся длины может не хватить для новой нарезки, поэтому приваривается дополнительный сгон.

Отключение подачи теплоносителя

Перед тем как открутить батарею, отключают систему и сливают воду. В индивидуальном отоплении, чтобы снять батарею, опорожняют контур от печки.

В многоэтажном строении варианты зависят от конструкции отопительной системы:

  1. В квартирах новой постройки есть отдельный контур. Вода перекрывается краном, врезанным на пути от стояка до радиатора.
  2. В старом жилом секторе вода отключается в общем стояке, а вентиль находится в подвале.
  3. Последние установки проходят с врезкой байпаса на батарее. Открывается указанный вентиль, перекрывается кран подачи теплоносителя, через 5-7 минут отключается клапан на выходе.

Разобрать биметаллический радиатор отопления или алюминиевую батарею просто, т. к. на них установлен кран Маевского для безопасного слива воды. На недорогих моделях ставится заглушка, откручивающаяся гаечным ключом. Резьба бывает правой и левой, требуется аккуратность, чтобы ее не сорвать.

Верхнее подключение

В этом варианте разводки запорный вентиль располагается на чердаке. Он перекрывается, но заглушка остается на месте. В подвале отключается общий стояк и раздача обратки. На чердаке заглушка поворачивается на пару оборотов и нужно подождать, пока снизится давление воды, стекающей по нарезке. Уменьшение напора говорит об исправности запорных устройств.

Заглушка откручивается полностью. Зависший теплоноситель сольется после вскрытия подводящей трубы к батарее.

Нижнее подключение

Перекрывается стояк, на котором меняется радиатор, и два соседних. На смежных вертикальных трубах перекрываются вентили, чтобы обнаружить парный стояк. Затем откручивается заглушка на своем и поочередно запускаются краны на соседних. Открытие запорного устройства на парном стояке приведет к сбросу теплоносителя. Этот кран закрывается, запускается второй.

Седельное или нижнее подсоединение выполняется при двухтрубной системе, на выход и вход труб монтируется клапан для отключения. Перекрывается вентиль, отсоединяются патрубки, трубы смещаются в стороны или вниз, радиатор снимается с кронштейнов.

На американках

Гайки имеют правую резьбу и свинчиваются при помощи трубного или рожкового ключа. Снять батарею отопления в квартире на американках можно за небольшой промежуток времени. Подводящие трубы отделяются от пробки радиатора на 3-5 мм, затем батарея снимается с крюков. Иногда требуется усилие, чтобы распрямить подводки из стали в случае диагонального подключения.

Американка для труб из полипропилена характеризуется наличием прижимной гайки, в отличие от остальных фитингов. Для отсоединения отопительного оборудования она выкручивается, пока не станет свободным ответный участок. Затем из батареи вынимается часть патрубка.

Старые фитинги обжимают выходы крана, с течением времени нарезка обретает форму ответной части и повторно не используется. В этом случае меняется сгон или запорный вентиль.

Батареи на сгонах

Если подключение с одной стороны, проходные пробки имеют правую нарезку резьбы. Диагональное подсоединение характеризуется тем, что одна из втулок будет иметь левую. На противоположное движение указывает буква Л на поверхности пробки, находящейся на той же стороне.

Применяется трубный ключ для вращения чугунной пробки. Иногда требуется подогрев коллектора правой секции, что приведет легкому отвинчиванию. Сгон одновременно завинчивается в радиатор при откручивании левой втулки. Если на подводке есть резьба, конверторная пробка не вынимается, а сгон демонтируется из муфты. Он задвинется в пробочное отверстие, а после снятия батареи выйдет из гнезда без усилий.

Батарея на сварке

Сварное соединение относится к неразборным видам, поэтому места подводок перерезаются болгаркой или ножовкой. Для электроинструмента используется круг для работы по металлу. Рез направляется под прямым углом к продольной оси. Новая резьба выполняется для подсоединения батареи из чугуна или биметалла, может потребоваться удлинение подводного и отводящего участка с помощью сварки.

Используемые материалы

Применяются стальные оцинкованные трубы для изменения системы или удлинения подводок к отопительным аккумуляторам. Они стыкуются резьбовыми соединениями, сварка не используется. Температура плавления стали +1400°С, а цинка — +900°С. Цинк полностью испаряется на участке сварочного шва.

  • глухие и проходные радиаторные втулки;
  • два запорных вентиля;
  • парные контргайки при установке на сгоны, их размер соответствует диаметру подводок;
  • кронштейны для фиксации конвектора на стене.

Иногда применяются нержавеющие гофрированные трубы. Прочные изделия гнутся, для соединения берутся компрессионные фитинги, устанавливающиеся разводными ключами.

Монтаж радиаторов на стену

Один шаровой кран меняется на термоголовку или клапан для координации степени нагревания и охлаждения отопительного оборудования. Дроссель (клапан) регулируется вручную, а термостатический элемент работает автоматически.

Жители верхних этажей ставят на радиаторы воздушники для отвода скопившегося воздуха. Ставятся краны Маевского или автоматические приборы. В многоэтажном строении подводки к батарее оснащаются перемычкой к вентилям или дросселям. Соединение обеспечивает передвижение воды в стояке при перекрытии подводного участка. Полное или частичное перекрытие подводки без перемычки приведет к охлаждению батарей у соседей.

Установка проходных и глухих пробок

Группировка секционных коллекторов завершается установкой втулок в требуемой комбинации, которая зависит от схемы. Пробки бывают глухие и проходные. Глухие элементы не имеют сквозных отверстий, а внешняя резьба не отличается от проходных.

Проходные изделия отличаются центральным отверстием. Оба вида выпускаются с левой и правой нарезкой витков, т. к. в секции батареи есть по два соответствующих входа. Можно выточить втулку на токарном станке из стали, чугуна или латуни.

Проверка под давлением

Стыки проверяются под давлением после навески и подключения отопительного оборудования. Используется электрический или ручной компрессор, нагнетающий атмосферный воздух. Проверка проводится для выявления утечек в системе.

  • закрываются запорные вентили;
  • заглушки заворачиваются и перекрываются воздушники на стояках;
  • на стояке приоткрывается один вентиль и медленно заполняется;
  • после прекращения шипящего звука оба крана запускается полностью:
  • утечки контролируются внутри жилья;
  • медленно приоткрывается запорная арматура на подводящих участках.

Сначала приводится в действие нижний кран, затем воздух удаляется через кран Маевского, потом открывается вентиль верхней подводки.

Завоздушивание удаляется из стояка полностью, если в доме отопление смонтировано по системе с нижним розливом. Это делается в квартире жильцов верхнего этажа.

Демонтаж радиатора отопления – что нужно?

Радиатор или батарея отопления – это секционный отопительный прибор чугунного, стального, алюминиевого или биметаллического типа. В случае если батарея начала протекать или необходимо нарастить ее секции, то требуется демонтаж оборудования. Важно знать, как снять радиатор правильно, чтобы не залить собственное жилье и квартиру соседей. Сайт «Сантехник Портал» ознакомит, как слить воду с батареи отопления, демонтировать ее и нарастить дополнительные секции правильно.

Как слить воду из автономной системы?

Перед тем, как выполнить демонтаж радиатора отопления, необходимо слить жидкость из контура.

Кажется, что для слива теплоносителя из системы обогрева, нужно лишь присоединить сливной шланг к радиатору и открыть кран. Однако процесс выглядит намного сложнее. Если неправильно данную операцию, то могут возникнуть неприятные последствия в виде потопа. Поэтому важно понимать, как сливать воду из батареи отопления правильно.

Из автономной системы слить теплоноситель проще всего. В этом случае не нужно получать специальные разрешения и согласования с государственными органами на проведения работ по демонтажу. Даже если возникнуть непредвиденные ситуации, то значимого вреда здоровью человека они не нанесут.

Для слива воды из автономной системы отопления выполняются следующие действия:

  1. Отключить нагревательный котел.
  2. Дождаться полного остывания жидкости в системе.
  3. Перекрыть вентиль подпитки системы холодной водой.
  4. Открыть специальные воздушные клапаны, которые обязательно присутствуют в закрытых коммуникациях.
  5. Подключить шланг к сливному крану в самой нижней точке системы.
  6. Подставить под другой конец шланга емкость для приема жидкости.
  7. Открыть кран и выпустить воду.

Когда весь теплоноситель вытечет из сети теплоснабжения, можно демонтировать и заменить радиатор или провести работы по наращиванию секций и установить его на место.

Если в доме имеется система «теплого пола», то осуществить слив жидкости несколько сложнее. Тогда к входному патрубку потребуется подключить компрессор, который при помощи воздушного давления вытеснит воду из контура.

Если необходимо менять только одну батарею, и на ней установлен специальный клапан, то не обязательно опустошать всю систему. Достаточно перекрыть радиатор и спустить виду только из него, не снимая все остальные отопительные приборы.

Внимание! Рекомендуется заранее предусматривать возможность замены и слива теплоносителя из конкретного радиатора за счет установки клапанов и кранов во время монтажа системы отопления.

Чтобы слив жидкости не принес проблем, следует заблаговременно приготовить подходящий по размеру сосуд для приема большого количества теплоносителя. В отдельных случаях можно вывести воду прямо на улицу при помощи длинного шланга.

Как слить воду из радиатора в квартире?

Слить жидкость из батареи, расположенной в многоквартирном доме, намного сложнее. Перед тем, как снять и разобрать радиатор отопления, придется освобождать от воды весь стояк, который проходит через все квартиры, расположенные в одной вертикали. Такая работа требует предварительного согласования с компанией, которая занимается обслуживанием теплосетей многоквартирного дома.

Как правильно сливать воду с батареи в многоквартирном доме? Прежде всего, требуется получить разрешение. Также нужно понимать, что слив теплоносителя происходит из отрезка сети, а в частных зданиях из всей системы.

Слив теплоносителя в квартире происходит следующим образом:

  • перекрывается распределительный вентиль, который отходит от стояка;
  • в зависимости от вида арматуры выполняются определенные действия.

При наличии крана Маевского требуется открутить ключ с пластиковой ручкой или воспользоваться шлицевой отверткой:

  1. На спускном клапане радиатора есть боковое отверстие, которое бывает обращено к стене. Его надо прикрыть, иначе грязная вода из системы может залить стену.
  2. Затем нужно подставить тару под отверстие и отвернуть винт до момента появления характерного звука – шипение вскоре должно исчезнуть.
  3. Далее необходимо немного вывернуть винт – до тех пор, пока из отверстия не польется вода. Чтобы часть воздуха, смешавшаяся с водой, в процессе вышла наружу.
  4. Когда струя выходящего теплоносителя станет стабильной, нужно закрутить клапан системы.
  5. После этого нужно присоединить к вентилю длинный шланг, которого должно хватать до канализации.
  6. Затем нужно открыть вентиль батареи полностью, чтобы создать сильный поток внутри.
  7. Если радиатор чугунный, то нужно открутить гайку и следить за тем, чтобы после ее закручивания не подтекала прокладка.

При отсутствии запорной арматуры лучше поручить работы по сливу теплоносителя специалистам. Услуга слива жидкости из стояка является платной. В Москве это примерно 750 рублей за один стояк в летний период, и 1000 рублей зимой. То есть, чтобы слить воду из 6 радиаторов, придется перекрыть 6 стояков. Таким образом, нужно заплатить от 4 500 до 6 000 рублей.

Как демонтировать батарею в многоквартирном доме?

Если с автономной системой обогрева все понятно, нужно просто слить воду и снять радиатор. То заменить батарею в многоквартирном доме намного сложнее. Как снять батарею в квартире?

Легче всего демонтировать батареи отопления в сравнительно новых квартирах с грамотным монтажом инженерных коммуникаций, в которых предусмотрена возможность слива теплоносителя из контура, не затрагивая общий стояк.

Чтобы заменить радиатор в такой квартире, нужно предварительно перекрыть запорные краны на входе батареи, прекратив тем самым подачу жидкости в отдельные участки отопительной сети, но не прекращая циркуляцию жидкости в целом. Если в конструкции есть выпускные краны, то к ним прикручивается шланг и сливается вода.

С однотрубной системой дела обстоят иначе. Сначала необходимо открыть кран на байпасе, который используется для замены элементов контура. Лишь после открытия крана на байпасе можно перекрывать запорные краны с обеих сторон на самой батарее.

После этого можно приступить к отсоединению радиатора от отопительной сети в доме. Работа эта очень шумная, все соседи смогут «насладиться» процессом. Поэтому их лучше предупредить о времени проведения демонтажных работ.

Когда отопительный прибор будет установлен на место, нужно проверить все прокладки и герметизацию стыков, чтобы соседи не получили еще один неприятный «сюрприз» в виде капающего потолка.

Как разобрать алюминиевый и биметаллический радиатор?

Для соединения и разборки отдельных секций батарей из алюминия или биметалла используются верхние и нижние ниппель-гайки. Это уплотнители кольцевого типа с наружной резьбой по обоим торцам. Во внутренней части детали есть специальные пазы для монтажа радиаторного ключа. Вращая его в ту или иную сторону, можно смыкать или размыкать, то есть разбирать отдельные секции.

Перед тем, как разобрать алюминиевый радиатор отопления своими руками, нужно подготовить необходимый инвентарь.

Роль основного инструмента отводится ниппельному ключу:

  1. Это прут из стали длиной примерно 70 см. На один из его концов нужно приварить рабочую часть ключа 24×40 мм, а второй оборудовать сквозным отверстием.
  2. Металлический стержень, который вставляется в отверстие на конце прута, что позволяет значительно упростить процедуру раскручивания гаек.
Читать еще:  Полезные насадки и адаптеры для шуруповерта на распродаже Aliexpress

У ключа есть серия насечек, шаг между которыми указывает на ширину одной секции.

Перечень действий, как разобрать радиатор из алюминия или биметалла самостоятельно:

  1. Перед тем, как разбирать отопительный прибор, нужно определиться, в какую сторону вращать ключ. Для этого батарея располагается на поверхности пола так, чтобы ее лицевая часть оказалась вверху. В таком положении правая резьба будет находиться справа, а левая – слева.
  2. Есть и более простой метод. Необходимо взять ниппель и надеть его по очереди слева и справа. Если перепутать стороны, это может закончиться срывом резьбы и поломкой секции.
  3. На изделиях западного производства футорки и заглушки с лицевой части маркируются следующим образом: левая резьба обозначается, как S, правая – как D.

Как разобрать батарею из биметалла правостороннего типа:

  1. Ключ вставить так, чтобы его «лопатка» вошла в верхнее отверстие: для фиксации там имеется специальный паз.
  2. Затем, приложив силу, повернуть инструмент против часовой стрелки, чтобы добиться смещения гайки с места.
  3. Далее понадобится вышеупомянутый прут. Его нужно вставить внутрь кольца на ниппельном ключе. Подобный рычаг заметно облегчит работу, для реализации которой потребуются значительные усилия.
  4. Произведя два полных оборота, ключ требуется переместить на нижний участок радиатора. После этого процедуру нужно повторить.
  5. Снова установить ключ сверху, сделать два оборота: поочередность действий повторяется до полного откручивания секции.

Подобный алгоритм действий позволяет избежать перекосов.

Для сборки и наращивания секций биметаллического или алюминиевого радиатора нужно выполнить следующую последовательность:

  1. Чтобы собрать радиатор обратно, нужно расположить секции на ровной поверхности. Тщательно обследовать все прокладки и резьбовые соединения на наличие трещин и сколов.
  2. Каждое соединение нужно очистить от мусора и загрязнений с помощью наждачной бумаги с мелким зерном. Если хотите добавить новые части, следует зачистить торцы до блеска.
  3. Обезжирить торцы бензином. Прокладки промыть в мыльном растворе.
  4. Теперь можно приступать к соединению секций. Требуется надеть на ниппель-гайку уплотнения из паронита и приставить с обеих сторон секции. Поместить ключ в отверстие сверху и повернуть пару раз, не используя при этом рычаг.
  5. Потом подобным же образом сделать пару оборотов ниппель-гайки в нижнем отверстии до тех пор, пока ключ перестаёт поворачиваться, и дотянуть его с помощью рычага. Больших усилий прилагать не стоит – алюминий мягкий металл и повредить резьбу очень легко.

По этой схеме собирается радиатор полностью. На отверстие без секции стоит надеть заглушку, а с другой стороны установить кран Маевского для стравливания из системы лишнего воздуха.

Как разобрать чугунную батарею?

Часто старые квартиры и дома оборудованы чугунными радиаторами МС-140. Для их сборки также применяются ниппельные гайки и уплотнительные прокладки. Особенно сложно разобрать старую батарею, поскольку в процессе ее продолжительной эксплуатации промежутки между секциями закипают от ржавчины. В подобных случаях ниши для ключей разъедаются теплоносителем.

Также важно помнить про внушительный вес чугуна. Например, вес одного радиатора на 12 секций составляет 90 кг: с таким изделием справиться в одиночку будет трудно.

Для осуществления процедуры понадобятся следующие инструменты:

  • ниппельный радиаторный ключ;
  • сантехнические приспособления для отвинчивания футорок и заглушек;
  • небольшая кувалда и зубило;
  • паяльная лампа;
  • стальная щетка;
  • деревянные бруски для монтажа радиатора на пол.

В роли радиаторного ключа применяется сплющенный с одного конца металлический стержень круглой формы, диаметром 18-20 мм. Размеры сплющенной части — 28×40 мм, при толщине 6 мм. На противоположный край прута приваривают кольцо, через которое продевается рычаг. Длиной радиаторный ключ должен быть, как половина самой большой батареи на 12 секций, плюс 30 см.

Разъединить прикипевшие межсекционные стыки очень сложно. В некоторых случаях они прикипают так сильно, что бессильными оказываются даже значительные физические усилия. В подобных ситуациях стыки перед разборкой прогреваются с помощью паяльной лампы или фена.

Последовательные действия, как разобрать чугунную батарею отопления по секциям:

  1. Чугун нужно прогревать паяльной лампой до тех пор, пока он не начнет издавать малиновое свечение. После этого можно начинать процедуру разборки.
  2. Прежде всего, стоит вывернуть заглушки.
  3. Радиаторный ключ подвести к верху радиатора: его головка должна попасть на участок отвинчивания ниппель-гайки. На торце секции при помощи мела надо отметить круг расположения стержня инструмента.
  4. Сплющенная часть вставляется в нижний внутренний паз. Далее, перемещая инструмент в нужном направлении, довести его до отмеченного круга.

Перед началом разбора нужно выяснить, в какую сторону требуется проводить скручивание секций. При наличии ниппельной гайки ее по очереди накручивают на правый и левый торец батареи: это дает возможность определиться с направлением вращения ниппеля. Если резьба сдвинется, полное откручивание производить не следует. Чтобы избежать перекосов, верхний и нижней ниппели нужно поочередно отвинчивать на один полный оборот.

Таким образом, становится понятно, что пред тем, как снять радиатор и разобрать его на части, нужно правильно слить теплоноситель из системы. Также важно выяснить, в какую сторону лучше скручивать секции. Все операции по разборке батареи следует выполнять очень осторожно. Для выполнения работ не нужны никакие особые строительные навыки – лишь набор простейших инструментов, внимательность и аккуратность. А редакция сайта santehnikportal.ru предоставила всю необходимую информацию для этого.

С детства увлекался конструированием и ремонтом. Сначала собирал самолетики, ремонтировал сломанные игрушки, потом чинил кухонный инвентарь и помогал папе с ремонтом в доме. Сегодня занимаюсь проектированием и монтажом систем отопления, вентиляции, водоснабжения и канализации. Ремонтом и установкой сантехники. В свободное время пишу статьи на эту тему.

Как просто разобрать старую чугунную батарею

Чугунные батареи — одни из самых популярных. Они по умолчанию устанавливались во всех квартирах. Если вы не делали капитального ремонта, то, скорее всего, у вас до сих пор остались подобные радиаторы. Иногда после ремонта такие батареи оставляют на своих местах. Конечно, их нужно очистить от старой краски и грязи, отреставрировать, и тогда они будут иметь отличный вид и дальше согревать вас своим теплом. Для реставрации радиаторы придется демонтировать. Поэтому дальше мы поговорим о том, как разобрать чугунную батарею.

Считается, что чугунные радиаторы остались в прошлом. Но их до сих пор выпускают, хотя производители подходят к дизайну творчески. Стараются придать им оригинальный вид, чтобы они идеально вписались в интерьер. Особенно это касается классических дизайнов, где современные биметаллические радиаторы будут смотреться безвкусно.

Какие преимущества имеют чугунные батареи

  • Долговечность. После установки срок эксплуатации может достигать 50 лет.
  • Надежность. В процессе эксплуатации не требуют никаких вмешательств и обслуживания, кроме покраски.
  • Высокая теплоотдача. Одна секция радиатора выделяет 140 Вт тепловой мощности.
  • Стойкость к гидроударам. Такое частое явление возникает во время запуска и тестирования систем отопления коммунальными службами. Чугун обладает высокой прочностью, поэтому без проблем выдерживает любые нагрузки.
  • Хороший коэффициент сохранения тепла. Спустя час после отключения, батарея в состоянии сохранить около 30% тепла.
  • Стойкость к ржавлению. Чугун плохо ржавеет, поэтому его можно увидеть не только в системах отопления, но и как материал, используемый в канализации.

Несмотря на все свои преимущества, чугун хрупок — учитывайте это при демонтаже. Батареи нужно аккуратно носить и разгружать, старайтесь их не бросать.

Для чего может понадобиться разборка радиатора

  1. Для того, чтобы убавить количество секций, когда в комнате слишком жарко.
  2. Для добавления дополнительных секций, если установленных не хватает для нормального теплоснабжения помещения.
  3. Для соединения двух готовых радиаторов между собой в один большой. Чтобы не добавлять каждую секцию поштучно, можно соединить несколько готовых радиаторов.

Чугунные батареи производятся согласно ГОСТу 8690. Они делятся на 3 типа, в зависимости от расстояния между ниппельными отверстиями:

  1. Низкие. 30 см. Полная высота 40 см.
  2. Средние. 50 см. Полная высота 60 см.
  3. Высокие. 100 см. Полная высота 110 см.

Учитывайте это, если заказываете отдельные секции батареи дистанционно.

Устройство батареи

Каждая секция соединяется с последующей с помощью двух ниппелей с наружной резьбой 5/4 дюйма. Ниппель до середины имеет правую резьбу, далее — левую резьбу. Между двумя секциями на каждый ниппель одевается резиновая или паронитовая прокладка. Учитывайте, что после демонтажа использовать её больше нельзя, нужно перед сборкой заранее купить новые. Некоторые говорят, что их можно вырезать самостоятельно из куска резины, но, учитывая их стоимость, лучше использовать готовые заводские.

Внутренняя часть ниппеля сделана следующим образом:

  • диаметр 32 мм;
  • две дополнительные насечки (усики), уменьшающие диаметр до 26 мм.

Насечки сделаны для того, чтобы ниппель можно было вкрутить или выкрутить с помощью специального ключа.

Схема отвинчивающихся элементов радиатора: а) — проходная пробка под ключ 36 мм; б) — глухая пробка под ключ 55 мм; в) — ниппель

Собранный радиатор имеет в качестве заглушек 4 пробки. Две из них — глухие, с левой резьбой. При демонтаже важно понимать, что эти пробки закручиваются в левую сторону, то есть, против часовой стрелки, а откручиваются — в правую, то есть, по часовой стрелке. Внешняя часть глухой пробки имеет вид шестигранника размером 55 мм.

Две другие заглушки — сквозные. Через них подается вода в радиатор. Диаметр входных отверстий может быть разным. Резьба, соответственно, нарезается 3/4 дюйма или 1/2 дюйма, в зависимости от подходящей к батарее трубы.

У сквозных заглушек правая резьба. То есть, закручиваются они в правую сторону, или по часовой стрелке. А откручиваются — в левую, или против часовой стрелки. Внешняя часть сквозной пробки имеет вид шестигранника под ключ 36 мм.

Инструменты, которые понадобятся при разборке чугунной батареи:

  • Рожковый ключ 36 мм. Ключ достаточно распространённый, с ним проблем не должно возникнуть.
  • Рожковый ключ 55 мм, или головка 55 мм, шестигранная или двенадцатигранная, с воротком для неё. Лучше использовать головку или ключ на 55 мм трубчатого типа. Таким образом снижается вероятность того, что вы повредите грани пробки.
  • Ключ для разборки радиаторов. Желательно заказать его заранее. Предпочтительно, чтобы он имел длину не менее 50 сантиметров. Можно попробовать изготовить ключ самостоятельно.
  • Ножовка по металлу.
  • Трубный ключ 1,5 или 2 дюйма.
  • Газовая горелка. Для этого подойдет любая газовая горелка со сменным баллоном.

Приступаем к разборке

Для этого лучше выбрать период, когда отопление отключено. Прежде чем разбирать радиатор, рекомендуем демонтировать его со стены. Так с ним будет намного проще и удобнее работать. Кроме того, если ранее вы никогда не снимали батарею, то, скорее всего, на входе не стоит никаких кранов. Так радиаторы устанавливались во время постройки дома.

Рекомендуется установить запорные краны на трубах, в местах соединения с батареей, на случай, если вы при последующей сборке радиатора допустите ошибку и появится течь. Для дальнейшего демонтажа вам потребуется перекрыть доступ воды к радиатору, либо снова ждать окончания отопительного сезона.

Батарея в разобранном виде

При разборке радиатора не рекомендуется прикладывать слишком большое усилие к заглушкам. Для того чтобы их открутить, возьмите газовую горелку и начинайте прогревать одну из пробок равномерно со всех сторон. Потребуется около 5 минут. За это время вы избавитесь от старой краски на гранях пробки, а также заставите пробку расширяться в месте соединения с секцией батареи.

Возьмите ключ на 55 мм и попробуйте провернуть пробку по часовой стрелке. Если пробка не поворачивается, не нужно прилагать лишних усилий — включите горелку и начните снова прогревать пробку. Нежелательно использовать трубный ключ. Он хоть и имеет широкий диапазон размеров, но может испортить грани пробки.

Помните, что глухая пробка имеет левую резьбу. Её нужно откручивать по часовой стрелке.

Чем больше возраст вашей батареи, тем дольше придётся нагревать пробку. За период эксплуатации в местах соединения может скопиться множество грязи, мусора, ржавчины. Часто бывает, что нижняя часть батареи полностью забита, и совсем не греет. Будьте готовы к тому, что пробку придётся нагревать докрасна. Но зато после этого она легко открутится. Проделайте ту же процедуру со второй глухой пробкой.

Для снятия проходных пробок возьмите ключ на 36 мм. Точно также с помощью горелки в течение 5 минут прогрейте место соединения пробки с секцией батареи. На этот раз откручивайте пробки против часовой стрелки — на них правая резьба.

Нагрев пробки батареи

Отсоединение первой секции батареи

Возьмите ключ для разборки радиаторов. Если вы не нашли в продаже такой ключ, можно попробовать изготовить его самостоятельно. Для этого потребуется кусок арматуры диаметром 20 мм и длиной, как минимум, 60 см. Для того, чтобы выкрутить ниппель, нам нужно расплющить один из концов арматуры до такого состояния, чтобы он был шире 26 мм, но уже 32 мм. Для этого возьмите имеющуюся у вас горелку, которой вы разогревали пробки. Нагрейте участок арматуры длиной около 4 см на любом из концов. После нагревания с помощью молотка придайте наконечнику плоскую форму. При необходимости, повторите процедуру нагрева и обработайте молотком участок арматуры снова.

Ключ можно изготовить также из куска трубы диаметром 20 мм. Для этого одному из концов трубы придайте плоскую форму, согласно заданным размерам. При использовании заводского ключа для разборки радиаторов вам не потребуется дополнительное оборудование. Если же у вас самодельный ключ из арматуры или трубы, крутить его удобнее всего с помощью трубного ключа. Он имеет достаточный рычаг для того, чтобы сорвать ниппель с места. Вставьте ключ в радиатор на глубину, достаточную для зацепления ключа и усиков ниппеля.

Далее начинайте откручивать ниппель в ту сторону, в которую откручивали пробку.

Вы можете начинать разбирать радиатор как со стороны глухих пробок, так и со стороны проходных пробок. Помните, что они имеют левую и правую резьбу соответственно. Если вы выкручиваете ниппель со стороны глухой пробки, то и ниппель вы крутите по часовой стрелке, как пробку. Иначе вы сломаете усики ниппеля, и далее сможете разобрать батарею только с помощью ножовки по металлу.

Сделайте один или полтора оборота. Далее, точно так же, сделайте один или полтора оборота в нижней части батареи. Откручивайте по очереди каждый ниппель, пока полностью не снимите секцию.

Нельзя сразу пытаться открутить ниппель полностью. Секция, как и ниппель сделаны из чугуна и очень хрупкие. Нужно выкручивать постепенно чтобы они не лопнули. Если крепеж не поддаётся, нагрейте горелкой место соединения. Это поможет, как и в случае с пробкой.

Для того, чтобы отсоединить более одной секции, не обязательно откручивать каждую секцию по очереди. Вы можете перейти сразу к нужной секции. Для этого с помощью ключа для разборки радиаторов отмерьте расстояние до нужного ниппеля. Сделайте на ключе пометку с помощью мела или маркера. Это позволит вам не промахнуться с нужной глубиной, на которую нужно вставить ключ. Далее начните откручивать ниппель точно так же, как если бы вы откручивали одну секцию. Важно иметь длину ключа, как минимум, 50-60 см, чтобы без проблем добраться до нужной секции радиатора и снять ее.

Что делать, если ниппель сломался

В случае с самодельными ключами, спешкой, или прикладыванием слишком больших усилий, можно сломать усики ниппеля. Тогда можно попытаться открутить следующую секцию радиатора вместе с той, которую снять уже не удастся, или прибегнуть к помощи ножовки по металлу. Пилить нужно в месте соединения двух секций. Скорее всего, обе секции будут испорчены и соединить их вы больше не сможете.

Также можно распилить секцию со сломанным ниппелем пополам. Сделать ещё один пропил, чтобы оставить между половинками просвет около 5 см. После этого, с помощью монтировки или лома, вращайте не внутренний ниппель, а половинки самой секции, и таким образом избавитесь от секции со сломанным ниппелем.

Крайней мерой в разборе проблемных участков радиатора может быть их разрушение. Для этого можно использовать кувалду. Рекомендуем всё-таки не спешить и делать каждый шаг постепенно. Тогда вы успешно завершите разборку без применения крайних мер.

Как промыть батареи отопления в домашних условиях не снимая и с демонтажем, можно узнать из статьи по ссылке.

Предлагаем посмотреть видео по теме разборки батареи:

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector