8 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что такое изразцы и каких видов они бывают?

Изразцы

Изразцы — керамические (глиняные) плитки специальной коробчатой формы, разновидность кафеля, предназначенная для облицовки стен, печей, каминов, фасадов зданий

Лицевая поверхность изразцов может быть гладкой или рельефной. Поверхность может иметь покрытие прозрачной цинковой глазурью или непрозрачными оловянными эмалями (ценинный изразец), не иметь покрытия (терракотовый изразец).

Изразцы XVII в. Крутицкое подворье, Москва
Alexander Viktorovich Shipilin, GNU 1.2

Обратная сторона изразца имеет вид открытой коробки (румпы) для крепления в кладке. Плитка изразца оттискивалась в деревянной форме, румпа формировалась на гончарном круге, изразец обжигался в горне.

Древний мир

Облицовочная керамика, покрытая цветной оловянной глазурью, была известна ещё в Древнем Египте и Ассиро-Вавилонии, самые древние образцы датируются 2 тысячелетием до н. э.

В Египте керамика стала широко применяться для декорирования помещений со времени Нового царства.

Европа

В странах Европы изразцы применялись для облицовки стен, полов и дорожек начиная с VIII века, но особенно широкое распространение они получили лишь в XV—XVII веках. В Германии, Голландии, Швейцарии, Польше, Венгрии было огромное разнообразие форм и орнаментов изразцов и богатых изразцовых печей, выполненных в соперничающих цехах.

Русское царство

Ценинное дело — в московской Руси производство глиняных изделий глазированных, муравленных, самой разнообразной формы, особенно изразцов.

Формы русских изразцовых печей развивались в русле западных влияний.

С первой половины XVII века изразцы активно применяются в Москве, Ярославле, Нижнем Новгороде, Владимире и других городах Русского царства для отделки фасадов (т. н. ширинковые изразцы) и особенно интерьеров монастырских и церковных строений.

Крупные архитектурные формы, украшавшие фасады строений были редкостью (известны подобные рельефы в Дмитрове (Успенский собор) и Старице (Борисоглебский)).

Изразцы в оформлении Храма Покрова Богородицы в Измайлове
Lodo27, CC BY-SA 3.0

Расцвет ценинного дела в Москве 1670–1690-х годов связан с деятельностью патриарха Никона. Он основал мастерскую по изготовлению изразцов сначала в Иверском монастыре. О том, что в Иверском монастыре работали мастера-керамисты и резчики форм «родом иноземцы», переведённые затем под Москву на строительство Нового Иерусалима, сообщает архимандрит Леонид (Кавелин), изучавший оригинальные архивные документы монастыря. Мастера «ценинного дела» были переселенцами из польских и белорусских земель.

После опалы патриарха Никона (1666) строительство в Новоиерусалимском монастыре было приостановлено, мастера переведены в Оружейную палату.

Список со чтимой иконы Божией Матери «Троеручица». Храм Успения Пресвятой Богородицы в Гончарах (Москва)
Lodo27, GNU 1.2

Впоследствии в начале XVIII века производство изразцов в Новоиерусалимском монастыре было возобновлено — работали там пленные шведские керамисты Ян Флегнер и Кристан.

Изразцы, выпускаемые мастерской были уже не рельефные, а гладкие с орнаментом, нанесённым краской.

Керамическая икона. Распятие на южном фасаде, сер. XVI в. Собор Успения Пресвятой Богородицы (Дмитров)
Сергей Гаврилов, CC BY-SA 3.0

Один из белорусских мастеров, известный под именем Степана Иванова Полубеса, прославился своими работами в храме Григория Неокесарийского (Москва) на Большой Полянке (1667—1679), в Иосифо-Волоколамском, в Новоиерусалимском, Солотчинском монастырях, а также в Храме Покрова Богородицы в Измайлове.

Изразцовый фриз работы Степана Полубеса
Achajacatla, CC BY-SA 3.0

Знаменитый орнамент Храма Григория Новокесарийского (1668–середина 1670-х), надвратной церкви Андреевского монастыря (1675) и Храма Покрова Богородицы в Измайлове (1679—1683), получивший название «павлинье око», был выполнен, по мнению исследователей, по тем же формам, что и «павлинье око» в Новоиерусалимском монастыре.

Крутицкое подворье. Святые ворота с надвратным изразцовым теремом
Владимир Дворцевой, CC BY-SA 4.0

В XVIII веке изразцы в столице России использовались в основном для облицовки печей. Хотя в провинции метод украшения зданий изразцами сохранялся до середины XVIII века, но использовались при этом преимущественно печные изразцы.

Изразцовый фриз. Церковь свт. Григория, епископа Неокесарийского в Дербицах, Москва

Гладкие изразцы с росписью выпускали до середины XIX века заводы Петербурга, Москвы, Ярославля, Балахны и др. городов.

Изготовление

Изготовление изразцов — сложный процесс, в котором участвовали резчики форм и гончары или каменщики, имевшие опыт обжигания кирпича.

Элементы изразца
Waypoint 200, CC BY-SA 4.0

В Москве в XVII веке изготовлением изразцов занимались профессиональные мастера в Оружейной палате. В провинциальных изразцовых центрах изразцы изготавливали мастера строительных профессий: каменщики, печники.

Угловая русская изразцовая печь. Финская губерния, Российская империя. Начало XX в. Русский модерн.
Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 3.0

Как правило, возникали такие центры там, где уже было налажено кирпичное производство, часто в крупных монастырях. Места обжига изразцов называли в XVII веке «заводами».

Что такое изразцы и каких видов они бывают?

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Ренуар де Вилайе, Жан-Жак
  • Каркасный дом

Смотреть что такое «Изразцы» в других словарях:

Изразцы — кафли (от нем. Kachel), керамические плитки для облицовки каминов, печей, стен. Изразцы с тыльной стороны имеют открытую коробку (румпу) для крепления в кладке. С лицевой стороны Изразцы могут быть гладкими или рельефными, покрытыми белой … Художественная энциклопедия

изразцы — (кафель, кафли), керамические плитки для облицовки каминов, печей, стен; имеют с обратной стороны вид открытой коробки (румпы) для крепления в кладке. Бывают гладкими, рельефными, покрытыми глазурью (майоликовыми) и неглазурованными… … Энциклопедия техники

изразцы — (кафель), керамические плитки для облицовки стен, печей и т. д. Могут быть гладкими, рельефными, покрытыми глазурью (майоликовые), неглазурованными (терракотовые). С обратной стороны имеют вид открытой коробки (румпы) для крепления в кладке. * *… … Энциклопедический словарь

Изразцы — – декоративные плитки из обожженной глины, покрытые цветной глазурью. Сформованные изразцы высушивают, а затем обжигают при температуре до 1150 град. С. Изразцы могут быть гладкими или рельефными, покрытыми глазурью (майоликовые), или… … Словарь строителя

ИЗРАЗЦЫ — (кафель), керамические плитки для облицовки стен, печей, каминов и т.д. Известны с 8 в. в странах Европы, широко распространились в 16 17 вв. Могут быть гладкими, рельефными, покрытыми глазурью (майоликовые), неглазурованными (терракотовые). С… … Современная энциклопедия

Изразцы — (кафель), керамические плитки для облицовки стен, печей, каминов и т.д. Известны с 8 в. в странах Европы, широко распространились в 16 17 вв. Могут быть гладкими, рельефными, покрытыми глазурью (майоликовые), неглазурованными (терракотовые). С… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

ИЗРАЗЦЫ — (кафель) керамические плитки для облицовки стен, печей и т. д. Могут быть гладкими, рельефными, покрытыми глазурью (майоликовые), неглазурованными (терракотовые). С обратной стороны имеют вид открытой коробки (румпы) для крепления в кладке … Большой Энциклопедический словарь

Изразцы — мн. Керамическая плитка для облицовки стен, печей и т.п., с наружной стороны покрытая глазурью; кафель. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Изразцы — (кафель) керамические плитки для облицовки стен, печей и т.д. Могут быть гладкими, рельефными, покрытыми глазурью (майоликовые), неглазурованные (терракотовые). С обратной стороны имеют вид открытой коробки (румпы) для крепления в кладке. Большой … Энциклопедия культурологии

Изразцы — декоративные керамич. плитки для облицовки стен, каминов, печей и т. д. Лицевая сторона И. м. б. гладкой или рельефной, покрытой белой или цветной глазурью (майоликовые И.), либо неглазуров. (терракотовые И.). С внутр. стороны И. имеют открытую… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

Виды росписи изразцов

С древности изразцы пользовались спросом и вызывали к себе особое отношение. Стоит отметить, что самые ранние из дошедших до нас образцов этих керамических изделий относятся ко ІІ тысячелетию до н.э. Изготавливать их доверяли только самым искусным мастерам, которые творили настоящие шедевры, покоряющие не только своей красотой, но и высоким качеством. Ведь керамические изразцы создавались и создаются на века, а потому отнюдь не удивляет тот факт, что каждый мастер старался и старается сделать самые красивые и самые прочные изделия.

Изразцовое искусство в Европе и на Руси

Изразцы могли быть расписными и однотонными, гладкими и рельефными. Лучшие керамисты, можно сказать, соревновались друг с другом в стремлении создать неповторимые орнаменты и оригинальные формы.

Как на западе, так и на Руси данное прикладное искусство вошло в историю, вписав в нее яркую красочную страницу. В нашей стране изразцами украшали не только знаменитые на весь мир печи, но также интерьеры и фасады зданий. Особенно богаты изразцовой отделкой монастыри, старинные церкви, а также дворцы и дома знатных вельмож.

Изразцовая печь в Теремном Дворце Московского Кремля

Голландский стиль росписи – сине-белый рисунок

Муравленый изразец (церковь Спасо-Преображения в Ростове Ярославском)

В основе калужских керамических изделий – несколько основных мотивов

Разновидности изразцов

В зависимости от покрытия лицевой поверхности изразцы бывают глазурованные и неглазурованные.

В первом случае керамика покрывается специальной глазурью – прозрачной или цветной стекловидной массой, которую тонким слоем наносят на изделие. После этого плитка подвергается обжигу в печи. Готовое изделие выигрывает на фоне неглазурованного аналога за счет красивого блеска, большей насыщенности красок и глубины цвета.

Читать еще:  Батут своими руками: как сделать и собрать детский батут в домашних условиях из подручных средств

Придавая изразцам дополнительную прочность и обеспечивая их водо- и газонепроницаемость, глазурь делает изделия практически вечными. Поэтому неслучайно абсолютное большинство сохранившихся до наших времен изразцов – глазурованные.

p>В зависимости от способа декорирования изразцы делятся на гладкоокрашенные и расписные. В последнем случае на плитки сначала наносится роспись, затем они покрываются глазурью и уже после этого отправляются на обжиг.

Виды росписи изразцов

По этому признаку изделия можно классифицировать в зависимости от популярности различных способов стилей в отдельных странах или регионах.

Голландский стиль

Голландский стиль росписи – это сине-белый рисунок. Такие изразцы голландские мастера начали изготавливать в первой половине 17 столетия. Связано это было с тем, что в Голландию попал китайский фарфор, и голландцы были поражены его красотой. Дорогостоящие фарфоровые изделия очень быстро стали востребованными по всей Европе. Мечтой каждого, кто мог себе позволить купить китайский фарфор, было иметь изделия из него у себя дома, а потому европейцы готовы были платить за них приличные деньги.

Так мастера из Дельфты начали подделывать дорогостоящие изделия, самостоятельно изготавливая посуду и нанося на нее китайские орнаменты. Вплоть до начала 19 века дельфтские керамисты сохраняли за собой звание лучших имитаторов китайского фарфора (хотя в действительности они изготавливали скорее фаянс).

Муравленые изразцы

Муравлеными называются изразцы, которые покрыты зеленой прозрачной глазурью, по своему цвету схожей с травой-муравой. Своего расцвета данная техника достигла в 17 столетии, когда оформленные ею изделия использовали не только в качестве отделки фасадов зданий, но также как облицовочный материал для каминов и печей.

Лучшими образцами муравленых плиток украшено множество храмов, причем, не только их главы. С помощью изразцов также выполнялись надписи, располагавшиеся на наружной поверхности стен в виде фриза.

Главными центрами изготовления муравленых изразцов были Псков и Ярославль, где можно и сегодня увидеть много образцов данного вида прикладного искусства.

Суздальские и Владимирские изразцы XVIII века

18 столетие – период расцвета изразцового искусства в Суздале и Владимире. Мастера будто впитали в себя многовековой опыт народной гравюры и иконописи, взяв из него все самое лучшее и применив это в своем творчестве. Одни мастера поражают многоплановостью своих сложных композиций, схожих с клеймами житийных икон, другие – графичной линейностью лубочных картинок.

Все это многообразие композиций, палитр и сюжетов даже сложно выделить как отдельный вид росписи изразцов.

Взятый за основу сюжет помогал родиться окружающему его рисунку: сложными витиеватыми орнаментами окружались пейзажи и фигуры людей, вокруг крепостей и домов можно увидеть угловатые узоры.

Распространенные сюжеты: сцены религиозного и бытового характера, мифологические мотивы, изображения зверей (зайцев, собак, птиц, баранов, оленей) и природы, этнографические и географические рисунки.

Калужский изразцовый промысел

Период конца 18 – начала 19 столетия ознаменовался расцветом калужского изразцового промысла. Здесь керамические изделия расписывались несколькими основными изобразительными мотивами, отличающими их от всех остальных.

Самые популярные сюжеты в этом виде росписи изразцов:

Изразцовая печь 17 века в Толгско-Введенском монастыре

Глазурованные фасадные изразцы

Образец многоцветного Суздальского изразца

© 2005-2017, Веста-керамика
Изразцы ручной работы

Что такое изразцы: виды, размеры, предназначение

Для облицовки каминов и печей необходимы изразцы, которые дополняются следующими элементами:

  • плинтусами;
  • углами;
  • карнизами;
  • бордюрами;
  • карандашами;
  • колоннами.

Эти изделия превращают отопительный прибор в законченный объект интерьера. Если у вас в наличии монохромный лаконичный камин, то сформировать из него неординарное произведение искусства можно лишь с помощью пары рельефных колонн. Производители предлагают к продаже изразцы, в комплекте с которыми поставляются угловые элементы. Обычно подобные детали универсальны, поэтому их можно использовать к разным изразцам. Это позволяет сформировать облицовку любого размера.

По желанию вы можете выбрать элементы и изразцы без полива и росписи. В этом случае они предлагаются после утильного обжига. Другие серии имеют роспись и тонкий рельеф, который иногда плохо читается на монохромных фотографиях, поэтому выбор изделий лучше осуществлять в магазине самостоятельно.

Важно учесть конечный размер элементов, который должен указываться после усадок шамотной глины. Это позволяет осуществить расчет необходимого количества материала. Если используется мелкодисперсная глина или фаянс, то из указанных размеров следует вычесть 3 %.

Что собой представляют изразцы

Если для облицовки камина или печи вы планируете использовать изразцы, значение этого слова нелишним будет узнать. Оно трактуется по-разному, а произошло от «изразить», что означает «вырезать». Изразцы – это плитка, которая изготавливается из обожженной глины. Она отличается по конфигурации и наличию румпы. Последняя представляет собой коробчатый выступ, который располагается на обратной стороне плитки. Румпа придает изделию прочность и делает печь или камин более теплоемкими.

По размерам эта часть несколько меньше площади изделия. Эта ключевая особенность делает изразцы идеальным облицовочным материалом для отопительных приборов. Пустотелые конструкции свойственны кафельным декоративным элементам для отделки фасадов, стен, печей и каминов.

Изразцы – плитка, которая обладает множеством преимуществ, среди них следует выделить:

  • прочность;
  • способность претерпевать любые температуры;
  • высокую жесткость;
  • устойчивость к перепадам температур;
  • экологичность;
  • аккумулирование тепла;
  • простоту в уходе;
  • экономию топлива;
  • длительный срок эксплуатации.

За счет толщины изделия изразец получает более высокую жесткость. Этот параметр в 2 раза больше, чем у керамической плитки. Если вы хотите понять, что такое изразцы, то должны знать, что они способны к аккумулированию тепла. Если печь хорошо протопить, то она будет отдавать в помещение тепло в течение суток.

Такая облицовка еще и экологична, чего удается добиться благодаря использованию в процессе производства глины. Эта особенность обусловлена еще и наличием глазури на поверхности, на которой не задерживается пыль. Она не сгорает и не выделяет в процессе работы отопительного оборудования вредные для здоровья человека вещества.

Дополнительные плюсы

Довольно часто начинающие домашние мастера задаются вопросом о том, что такое изразцы. Они являются толстостенными изделиями, что обеспечивает их высокую термостойкость, долговечность и теплоемкость. Подобные элементы способны отдавать большое количество лучистого тепла, которое сравнивается с солнечным.

Изразцы изготавливаются по особой рецептуре, что позволяет получить изделия с низким водопоглощением. Их можно использовать в помещениях с высокой влажностью и даже на фасадах. Если перед вами тоже встал вопрос о том, что такое изразцы, то вы должны знать, что среди ингредиентов изделий отсутствуют токсины.

О натуральности и прочности

В основе лежит высококачественное сырье, а технология обычно предусматривает метод ручного литья. С помощью него удается получить изделия с высокой геометрической точностью. Трудозатраты при этом снижаются, следовательно, цена получается приемлемой. Погрешность по сторонам может достигать 1 мм. Если приобрести качественную облицовку, то подгонки она не потребует, что способствует сокращению времени на монтаж.

Облицовка обладает цельнолитой румпой, что обеспечивает изделиям высокую прочность и сокращает длительность технологического процесса. Облицовку можно крепить с помощью уникального способа, который обеспечивает способность отделки выдерживать любую температуру.

Если правильно уложить материал, то он прослужит несколько десятилетий, а в процессе этого не потребует ремонта. От основания плиты может быть сформирован высокий рельеф до сантиметра. Если используется такая технология, то вместе с техникой росписи удается повысить художественную выразительность изделий.

Основные разновидности и их назначение

Изразцы для камина можно классифицировать по нескольким признакам, например по форме. Такие элементы укладываются целыми, в противном случае уникальные свойства аккумуляции тепла будут снижены. С точки зрения формы можно выделить три основных элемента:

  • плоские;
  • угловые;
  • фасонные.

Плоские являются фронтальными, они используются для облицовки ровных поверхностей, тогда как угловые – для соответствующих частей отопительного прибора. С помощью фасонных элементов можно облицевать выступающие части по типу карнизов и выделить зоны. Фасонные изразцы используются в качестве декора. Разнообразие форм изделий не ограничивается стандартными элементами, ведь существует множество вариантов.

Разновидности по структуре поверхности, типу основания и наличию рисунка

Печные изразцы можно классифицировать по структуре лицевой поверхности. С учетом этого фактора изделия могут быть гладкими или рельефными. Поверхность может быть глазурованной или неглазурованной. В первом случае речь идет о глянцевой облицовке, а во втором – о терракотовой и матовой.

Неглазурованные элементы отличаются более низкой стоимостью по сравнению с глазурованными. Изразцы для печи могут иметь рисунок или орнамент. Последний обычно передает цветовую гамму и тематику, а также дух страны, в которой создаются изделия. Голландские изразцы, например, обычно представлены синим цветом рисунка на снежном белом фоне. Среди мотивов можно выделить:

  • мельницы;
  • степные пейзажи;
  • морские рисунки.
Читать еще:  Складные ворота: виды конструкций и принцип работы

Разновидности по наличию орнамента

Испанские изразцы обычно подвержены влиянию восточных искусств. На их поверхности изображаются сложные орнаменты, которые позволяют понять образ жизни восточных людей. Немецкие изделия отличаются лаконичностью и четкостью форм рисунка. Они обладают наибольшим постоянством размеров и почти не нуждаются в дополнительной обработке перед укладкой.

Русские изразцы для печи поражают разнообразием узоров и орнаментов, а также буйством краски. Разные регионы предлагают свои стили рельефа и рисунка. Ярославские элементы являются одними из самых ярких представителей русской керамики. Они отличаются приглушенной цветовой гаммой.

Классификация по размеру

Каждый производитель предлагает изразцы своего размера. Это обусловлено технологией производства. Но плитка должна соответствовать определенным габаритам. Например, толщина достигает 50 мм, тогда как минимальное значение равно 45 мм. Если перед вами квадратное изделие, то его сторона обычно равна 200 или 220 мм. Что касается прямоугольных элементов, то они ограничены следующими параметрами: 205×130 мм.

Классификация по виду румпы

Если вы хотите знать, что такое изразцы, то должны ознакомиться с ГОСТ 3742-47, согласно которому регламентируется производство описываемых изделий. Классифицировать их можно еще и по виду румпы, которая может быть простой или с бортиком. В первом случае изделие обладает наклонным срезом, во втором бортик обеспечивает возможность крепежа более удобным и надежным способом за счет наличия соответствующих отверстий. Румпы могут иметь и более сложную конфигурацию, а также обладать несколькими камерами. Наиболее востребованным сегодня является глазурованный изразец с рисунком.

В заключение

Современные наборы изразцов изготавливаются в разных стилевых решениях. Это может быть готика, модерн, классика или барокко. На основе базовых направлений создаются неповторимые образы, а именно роскошное убранство, реплики традиционных и старинных очагов, а также смелые современные решения.

Это позволяет вписать печь или камин почти в любой интерьер. По желанию вы можете приобрести изразцы с выраженной неровностью, шероховатостью и нарочитой кривизной. Это позволяет реализовать образ, который будет соответствовать стилю интерьера, например шале, кантри.

Что такое изразцы и каких видов они бывают?

  1. Что это такое?
  2. Особенности и преимущества
  3. Виды
    • Типы росписи
    • Румпа: определение и виды
    • Форма
    • Структура и тип поверхности
    • Наличие рисунка
    • Орнамент
    • Размер
  4. Технология изготовления
  5. Применение и примеры в интерьере

Изразцы являются популярным традиционным украшением, их часто используют в современных типах интерьера. Яркие керамические элементы особенно уместно смотрятся при декорировании каминов, кухни или ванной комнаты, однако можно встретить и другие варианты применения изразцов.

Зачастую расписные плитки достаточно броские – они будут заметно выделяться в обстановке интерьера, поэтому дизайн комнаты с подобным декором следует тщательно продумать.

Что это такое?

Изразцы – это старинные расписные плитки из глины с традиционными узорами, простыми изображениями пейзажей, людей или животных. В разных странах для таких украшений были характерны разные орнаменты.

Русские изразцы обычно украшали цветами и растительными элементами, восточные – мелким узором и изображениями животных, а на голландских плитках изображали бытовые сцены из жизни крестьян.

В старину для изготовления декоративных плиток делались формы из отдельного материала, в которые затем выкладывали глину, после чего обжигали плитку. Современные мастера, которые создают изразцы ручной работы, изготавливают такие формы из гипса. Также в современных магазинах сейчас можно найти и множество типовых изразцов, изготовленных на фабриках – они ничем не уступают по качеству традиционным вариантам, однако обойдутся вам значительно дешевле.

Если же вы любите работать руками, вы можете попробовать изготовить изразцы самостоятельно. Сначала вылепляется одна плитка, потом она помещается в жидкий гипс, а когда гипс застынет, с помощью получившейся формы вы сможете сделать столько плиток, сколько вам нужно. При этом помните, что обычная современная духовка имеет недостаточную температуру нагрева для обжига глины.

Роспись изразцов в старину производилась вручную. Уникальные плитки с неповторимыми узорами ручной работы вы и сейчас можете заказать у частных мастеров или же попробовать выполнить роспись самостоятельно. Обычно плитки покрывают глазурью для керамики, или же используют акриловые краски в сочетании с акриловым лаком. При этом ручная работа обойдется дорого или же потребует от вас собственного времени и усилий. В гипермаркетах товаров для дома или в интернет-магазинах можно приобрести доступные изразцы фабричного производства – они не будут уникальными, однако обойдутся значительно дешевле.

Если вы собираетесь приобрести изразцы в магазине товаров для ремонта, отдайте предпочтение европейским, белорусским производителям, а также фабрикам из России. Модели из Индии и Китая могут иметь более привлекательную цену, однако не всегда подобные товары будут качественными – особенно часто можно столкнуться с некачественной росписью, которая неровно нанесена или быстро стирается. Часто изразцы продаются целыми комплектами по несколько штук.

При покупке таких комплектов убедитесь, что все изделия качественные – без трещин, сколов и дефектов рисунка.

Изразцы – что это такое, какие бывают и как делают изразцовую плитку для печей

Если вас интересует облицовка печи изразцами, то будет полезно узнать об этом материале как можно больше полезной информации. Настоящая изразцовая плитка — самый сложный и дорогой в изготовлении облицовочный материал.
Что касается истории, то печные изразцы известны со 2-го тысячелетия до н.э., это фактические упоминания, но наверняка, появились они еще раньше. Сейчас актуальна тенденция возрождения старинных традиций, поэтому, изразцы снова возвращаются в интерьеры современных домов.

Изразцы для печи, камина и облицовки стен

Что такое изразцы?

Значение слова (этимология) многими трактуется по-разному, а произошло оно от старого слова «изразить», т.е. вырезать. По сути своей, изразцы – это плитка из обожженной глины (керамика), отличающаяся от других своей конфигурацией, а именно, наличием румпы.

Румпа, что это такое и зачем она нужна?

Румпа изразца (см. рис.) представляет собой коробчатый выступ на обратной (тыльной) стороне изразцовой плитки. Румпа придает плитке прочность и повышает теплоемкость печи. По размерам она чуть меньше площади изделия.

Такая же пустотелая конструкция свойственна и кафельным декоративным элементам для облицовки стен, фасадов, каминов и печей.

Преимущества изразцов перед плиткой

  • прочность и жесткость. Достигается за счет толщины изделия – изразец в 2 раза толще керамической плитки;
  • способность выдержать любую температуру;
  • устойчивость к перепадам температур;
  • аккумулирование тепла. Хорошо протопленная печь способна отдавать тепло в течение суток;
  • экологичность. Достигается за счет того, что в производстве используется глина, а также за счет того, что на поверхности изразцов (в частности глазурованных) не задерживается пыль. Она не сгорает и не выделяет вредные для пользователей вещества;
  • простота в уходе;
  • экономия топлива. Камера румпы долго удерживает тепло, за счет этого снижается расход топлива и увеличивается длительность обогрева;
  • исключение возможности получения ожога при контакте с поверхностью печи. За счет внутренней камеры температура изразцовой печи (наружных стен) не высокая;
  • низкий показатель влагопоглощения;
  • тепло, выделяемое изразцовой печью сравнимо с солнечным;
  • длительный срок эксплуатации, подтвержденный практикой;
  • историческая ценность. Старинные изразцы хорошо сохранились в усадьбах русской знати. И сегодня многие пользователи стремятся сделать жилье в традиционном стиле.

Безусловно, вне конкуренции эстетические свойства изразцов. Благодаря разнообразию их видов можно воплотить в реальность любой дизайн-проект. Изразцовая печь отлично впишется в любой дизайн – от классики до модерна. Даже лаконичный хай-тек не устоял перед прелестью печных изразцов.

Изразцовая печь в интерьере — фото

Печь облицованная изразцовой плиткой Изразцы для камина

Виды изразцов для печи и камина

1. По форме

Изразец на печь может быть уложен только целым, иначе его уникальные свойства аккумуляции тепла сведутся к нулю. Поэтому, с точки зрения формы для изразцов, выделают три основных элемента:

  • плоские (фронтальные). Предназначены для облицовки ровных поверхностей;
  • угловые. Соответственно, для облицовки углов;
  • фасонные. Позволяют облицевать выступающие части (например, карнизы) и выделить зоны. В основном используются как декоративные изразцы.

Формы изразцов

Разнообразие форм изразцов не ограничено стандартными элементами, существуют разные варианты (как на картинке)

2. По структуре лицевой поверхности

Рельефные и гладкие изразцы — рельефные;
— гладкие.

Материал подготовлен для сайта www.moydomik.net

3. По типу поверхности

Глазурованные изразцы — глазурованные (глянцевые);

4. По наличию рисунка:

Изразцы с рисунком — с рисунком;

5. По стилю орнамента

Тематика рисунков и цветовая гамма изразцов передают дух той страны, в которой они созданы.

Голландские изразцы Голландские изразцы. Им свойственная синяя цветовая гамма на снежно-белом фоне. Из мотивов преобладают морские, степные пейзажи, корабли, мельницы, пастушки и т.п.

6. По размеру

Стоит отметить, что размеры изразцов у каждого производителя могут варьироваться. Это связано с технологией производства. Тем не менее, изразцовая плитка соответствует габаритам:

  • толщина изразца 45-50 мм;
  • размеры квадратного изразца (длина-ширина) 200х200, 220х220, прямоугольного 205х130 мм.
Читать еще:  Как выбрать форму зеркала с подсветкой

Данные показатели регламентируются ГОСТ 3742-47.

7. По виду румпы

Простая румпа изразца простые. Румпа имеет наклонный срез;

Самым востребованным на сегодня среди пользователей видом изделия считается глазурованный изразец с нанесенным рисунком.

Технология производства изразцовой плитки

Облицовка изразцами — это самый дорогой и сложный из всех видов отделки. Это обусловлено технологией изготовления изделия.

Для производства изразцовой керамической плитки применяется подготовленная и очищенная терракотовая глина. Перед началом работы ее разминают и оставляют «отдыхать» несколько недель. Затем ее помещают в форму. Стоит отметить, что глина дает усадку, именно поэтому формы делают на 5-10% больше (зависит от вида глины). Раньше для работы применялись глиняные формы, сегодня им на смену пришли гипсовые конструкции.

Заполненная глиной форма просушивается. Причем процесс этот естественный и довольно сложный. Изделие нельзя подвергать действию сквозняков или сушить слишком быстро. Это приведет к его растрескиванию.

Высушенный изразец обжигается, покрывается глазурью, и наносят рисунок. Завершается работа еще одним обжигом, который длится сутки. При этом, под воздействием температуры лицевая часть покрытия может изменить оттенок. Именно поэтому изделия нужно сортировать перед укладкой.

Ввиду того, что весь технологический процесс выполняется практически вручную, изразцы являются изделиями штучными и дорогостоящими. Как правило, изразцы делают на заказ, количество рассчитывается по размерам печи или камина. Стоимость комплекта изразцов ручной работы на печь может достигать 100-150 тыс. руб. Плюс, работа по облицовке. Изразцовые печи – удовольствие не дешевое. Тем не менее, всё можно сделать самостоятельно, от изготовления изразцов, до отделки печи.

Заключение

Отделка изразцами печи в доме, это отличный способ совместить практичное с приятным – обогрев и декоративное украшение помещения.

Изразцы

Изразцы́ (Кафель от нем. Kachel ) — керамические (глиняные) плитки с основанием специальной коробчатой формы, разновидность кафеля, предназначенная для облицовки стен, печей, каминов, фасадов зданий и др [1] .

Содержание

  • 1 Описание
  • 2 История
    • 2.1 Древний мир
    • 2.2 Европа
    • 2.3 Русское царство
  • 3 Изготовление
  • 4 Примечания
  • 5 Литература

Описание

Лицевая поверхность изразцов может быть гладкой или рельефной. Поверхность может иметь покрытие прозрачной цинковой глазурью или непрозрачными оловянными эмалями (ценинный изразец), не иметь покрытия (терракотовый изразец). Обратная сторона изразца имеет вид открытой коробки, румпы, для крепления в кладке. Плитка изразца оттискивалась в деревянной форме, румпа формировалась на гончарном круге, изразец обжигался в горне.

Часто изразцами ошибочно называют облицовочные плитки без румпы на тыльной стороне. [2]

История

Древний мир

Облицовочная керамика, покрытая цветной оловянной глазурью, была известна ещё в Древнем Египте и Ассиро-Вавилонии, самые древние образцы датируются 2 тысячелетием до н. э.

В Египте керамика стала широко применяться для декорирования помещений со времени Нового царства [3] .

Европа

В странах Европы изразцы применялись для облицовки стен, полов и дорожек начиная с VIII века, но особенно широкое распространение они получили лишь в XV—XVII веках. В Германии, Голландии, Швейцарии, Польше, Венгрии было огромное разнообразие форм и орнаментов изразцов и богатых изразцовых печей, выполненных в соперничающих цехах.

Русское царство

Формы русских изразцовых печей [4] развивались в русле западных влияний.

С первой половины XVII века изразцы активно применяются в Москве, Ярославле, Нижнем Новгороде, Владимире и других городах Русского царства для отделки фасадов (т. н. ширинковые изразцы) и особенно интерьеров монастырских и церковных строений. Крупные архитектурные формы, украшавшие фасады строений были редкостью (известны подобные рельефы в Дмитрове (Успенский собор) и Старице (Борисоглебский)) [5] .

Расцвет ценинного дела в Москве 1670—1690-х годов связан с деятельностью патриарха Никона. Он основал мастерскую по изготовлению изразцов сначала в Иверском монастыре. О том, что в Иверском монастыре работали мастера-керамисты и резчики форм «родом иноземцы», переведённые затем под Москву на строительство Нового Иерусалима, сообщает архимандрит Леонид (Кавелин), изучавший оригинальные архивные документы монастыря [6] [7] . Мастера «ценинного дела» были переселенцами из польских и белорусских земель. После опалы патриарха Никона (1666) строительство в Новоиерусалимском монастыре было приостановлено, мастера переведены в Оружейную палату [8] . Впоследствии в начале XVIII века производство изразцов в Новоиерусалимском монастыре было возобновлено — работали там пленные шведские керамисты Ян Флегнер и Кристан. Изразцы, выпускаемые мастерской были уже не рельефные, а гладкие с орнаментом, нанесённым краской [9] .

Один из белорусских мастеров, известный под именем Степана Иванова Полубеса, прославился своими работами в храме Григория Неокесарийского (Москва) на Большой Полянке (1667—1679), в Иосифо-Волоколамском, в Новоиерусалимском [10] , Солотчинском монастырях, а также в Храме Покрова Богородицы в Измайлове [11] . Знаменитый орнамент Храма Григория Новокесарийского (1668 — середина 1670-х), надвратной церкви Андреевского монастыря (1675) и Храма Покрова Богородицы в Измайлове (1679—1683), получивший название «павлинье око», был выполнен, по мнению исследователей, по тем же формам, что и «павлинье око» в Новоиерусалимском монастыре [12] .

В XVIII веке изразцы в столице России использовались в основном для облицовки печей. Хотя в провинции метод украшения зданий изразцами сохранялся до середины XVIII века, но использовались при этом преимущественно печные изразцы. Гладкие изразцы с росписью выпускали до середины XIX века заводы Петербурга, Москвы, Ярославля, Балахны и др. городов.

Изготовление

Изготовление изразцов — сложный процесс, в котором участвовали резчики форм и гончары или каменщики, имевшие опыт обжигания кирпича. В Москве в XVII веке изготовлением изразцов занимались профессиональные мастера в Оружейной палате. В провинциальных изразцовых центрах изразцы изготавливали мастера строительных профессий: каменщики, печники. Как правило, возникали такие центры там, где уже было налажено кирпичное производство, часто в крупных монастырях. Места обжига изразцов называли в XVII веке «заводами».

Примечания

  1. ↑Изразец // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 4 т. — СПб. , 1907—1909.
  2. ↑ Изразцы // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров . — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
  3. ↑ В. В. Павлов, С. И. Ходжаш. Художественное ремесло древнего Египта. Искусство, 1959. с. 149.
  4. ↑Исследование и реставрация русских изразцовых печей XVII-XVIII веков
  5. Любимова Н. Истринская фасадная керамика XVII в. Автореферат диссертации. — М. , 1950. — С. 11-12.
  6. Леонид (Кавелин). Ценинное дело в Воскресенском, Новый Иерусалим именуемом, монастыре с 1656 по 1759 год // Вестник Общества древнерусского искусства при Московском публичном музее № 11—12. — М. , 1876. — С. 84-87.
  7. Савко Н. Архимандрит Леонид (Кавелин) — первый исследователь архитектурной керамики Воскресенского собора // Никоновские чтения в музее «Новый Иерусалим» / Составитель и научный редактор Зеленская Г. — М. : Северный паломник, 2002. — С. 161. — ISBN 5-94431-052-9.
  8. ↑Белорусские мастера в Московском государстве второй половины XVII века
  9. Любимова Н. Истринская фасадная керамика XVII в. Автореферат диссертации. — М. , 1950. — С. 10.
  10. ↑Иосифо-Волоколамский монастырь. Изразцы Степана Полубеса на главах Успенского собора
  11. ↑Покровский Собор (1671—1679) в Измайлово
  12. Воронов Н., Сахарова И. О датировке и распространении некоторых видов московских изразцов // Материалы и исследования по археологии Москвы. — М. , 1955. — Т. III. — С. 77.

Литература

  • Выголов В. П. Русская архитектурная керамика конца XV—начала XVI в. (о первых русских изразцах) // Древнерусское искусство. — [Вып. 9:] Зарубежные связи. — М.: Наука, 1975. — С. 282—317.
  • Маслих С. А. Русское изразцовое искусство XV—XIX веков. — М., 1983
  • Немцова Н. И. Новые материалы о Суздальском изразцовом искусстве»
  • Филиппов А. В.Филиппов А. В. Древнерусские изразцы — Вып.1. М., 1938
Изразцы на Викискладе
  • Изразцы в древне-русском искусстве. — СПб., — 1885.
  • Из истории изразцового искусства России
  • Немцова Н. И. Исследование и реставрация русских изразцовых печей XVII-XVIII веков
  • Немцова Н. И. Изразец в архитектуре русского средневековья
  • Касаткин В. А. Эксклюзив и ширпотреб: производство интерьерной облицовочной керамики в Туле по письменным источникам XVII–XVIII веков // Тульская старина: историко-краеведческий альманах : Сб. науч. трудов и публикаций. Книга I / Под общ. науч. ред. к.и.н. О. Ю. Кузнецова. — Тула: Антара, 2017. — С. 116-121. — 228 с. — ISBN 978-5-9500079-1-0.

Что такое Wiki.cologne Вики является главным информационным ресурсом в интернете. Она открыта для любого пользователя. Вики это библиотека, которая является общественной и многоязычной.

Основа этой страницы находится в Википедии. Текст доступен по лицензии CC BY-SA 3.0 Unported License.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector